Что такое стиль в сноуборде, и причем здесь роботы?

Эссе-размышление о том, что такое стиль в сноубординге: станут ли сноубордисты роботами, или всё обойдется? Размышляет Георгий Стеценко.

Журнал: «Доски» № 1, 2001 год
Текст: Георгий Стеценко

Это эссе-размышление предваряет постоянную рубрику о стиле катания. В ней будут взвешиваться основные элементы стиля, а известные и авторитетные в отечественном сноубординге, а также скейтбординге люди будут делиться своими взглядами на то, что есть стиль катания в их понимании. А так как катание на доске — стиль жизни, то вы узнаете о том, чем вообще живут настоящие райдеры…

Хорошего вам... стиля!

***
Роботы 21 века — вперед?! Или что в сноубординге значит стиль

Итак, сезон-2000 позади. Небо не рухнуло на землю, реки не повернулись вспять, сноубордеры все так же терзают кантами белый снег. Волна эйфории по поводу встречи 2000 года позади.

Со встречей 2001-го Нового года начнется следующий сезон, и сноуборд-индустрия озаботится новыми коллекциями и борьбой за растущий рынок. От нового века также ждут и прихода новой эры в сноубординге. Каким он будет? Изменится ли катание, люди, оборудование? Вопросы, вопросы...

Сноубординг во всем мире к настоящему моменту практически оформился в вид «большого спорта», получил олимпийскую прописку в Нагано-1998, и во многих странах уже сформированы национальные команды на зимнюю Олимпиаду-2002 в Солт-Лейк-Сити (Юта, США), в том числе из сноубордеров.

В России сноубординг тоже продолжает подниматься, призовые фонды соревнований довольно сильно разбухли. Вспомним хотя бы «Чистую энергию» в Крылатском, откуда победитель уехал, звеня ключами от новенькой «Нивы» (можно ли было такое представить еще 2-3 года назад)?!

Борьба за реальные деньги в российском сноубординге еще впереди, но готовятся к ней многие всерьез уже сейчас. А помните начало 1990-х, когда машина большого советского спорта начала сильно сбоить от недофинансирования?!

Тогда были слышны робкие предложения усилить лыжный фристайл гимнастами, развивать «новые перспективные виды».

Самое время какому-нибудь молодому и шустрому КМС по гимнастике переквалифицироваться быстренько в модного сноубордера». Но что-то не видно пока этих героев. А казалось бы — чего проще? Сальто-другое выкрутил, и чемпион — призы, контракты, слава, поклонницы.

На Западе некоторые тоже ожидали вторжения «железных русских» и восточно-германских «стероидных зомби» в нетрадиционные для социалистического спорта дисциплины. Где же эти «роботы»?

Почему до сих пор не видать на мегаконтестах типа Air&Style в Инсбруке или Sims Championship в Уистлере (Канада) поджарых атлетов со славянскими фамилиями, выкручивающих тройные сальто с винтами, с захватом доски за нос, и собирающих все призовые деньги (а сегодня это уже сотни тысяч долларов, есть за что побороться).

Что-то там одни американцы, норвежцы, швейцарцы и прочие, всем — около двадцати лет. И штаны у них, как правило, по образцу «ширинка между колен». Ну никак не похожи они на бравых физкультурников. Такие же разгильдяи, как и большинство простых сноубордеров на Западе, просто катаются с десяти — двенадцати лет и делают в принципе то же, что и все, только чуть почетче и поамплитуднее.

Конечно, вы можете сказать, а как же Рома «Акробат», Митяй «Таракан», Макс Халин, Гоша Костин?

Все они имеют мощную подготовку — Рома Дырин даже среди гимнастов-акробатов считается весьма способным и «обкрученным» парнем — двойное сальто с винтом на батуте для него — не предел (что уж там дабл-бэкфлип на доске).

Гоша в юности с огромного горнолыжного трамплина на лыжах пролетал такие расстояния, что сальто в конец приземления в Крылатском для него — ничуть не страшнее, чем для скейтера — прыгнуть с пяти ступенек.

Митя с Максом на роликах и батуте проводят почти все время, свободное от катания на сноуборде.

Конечно, только в шутку можно говорить об этих парнях как о роботах, с полускрытым уважением: какие они к черту спортсмены, если накануне соревнований чемпионата России по пайпу или Кубка мира именно они последними покидают ночной клуб или бар (кроме Максима Халина — его все называют «настоящим спортсменом»), а с утра все равно надирают задницу всем остальным.

И уж совсем точно, что эти парни — вовсе не однобоко развитые акробатические роботы. Общеизвестно, что и Макс, и Митяй, и особенно Рома — реальные претенденты на призовые места на любом турнире по бордеркроссу. А посмотрите, каков фрирайд в исполнении Акробата на Камчатке — по телевизору все видели.

Наконец, катаясь большую часть сезона бок о бок с ними, я слишком часто слышал, как они заботятся о стиле своего катания — пусть даже с минимальным ущербом для технической сложности трюка.

Сноубордер, а тем более прорайдер, должен быть универсальным, гибким — и физически, и психически.

Самые заслуженные и уважаемые райдеры отличаются, прежде всего, своим подходом к катанию, как к некоторому культу, особому мировоззрению. Взять хотя бы того же Терье Хааконсена.

Абсолютно точно, что во фристайле доминируют те, кто способен обратить всю волю и концентрацию в высшую степень расслабления и перевести катание из плоскости акробатики в способ самовыражения. Чисто скейтовый подход, кстати.

Хочется просто кататься, класть на рейтинги и про-туры и пить пиво тогда, когда мучает жажда, а не «когда тренер разрешил»? Это достойный уважения выбор — каждый ищет свой путь по жизни.

Фрирайд и фристайл происходят от ключевого корня free, то есть свобода — свобода в стиле, в технике, свобода в мышления. А судить свободного человека может только такой же свободный — это аксиома права.

Я слышал разные хорошие определения стиля катания. Если суммировать их, получится что стиль — это и осознанная необходимость, и логическое продолжение отточенной техники, эстетика, порожденная следованию самой совершенной технике. Что-то подобное есть в теории боевых искусств...

И наличие хорошего стиля всегда означает, что за искусством человека стоит нечто большее, чем просто голая техника, пусть и доведенная до точности робота.

Короче говоря, хороший стиль — показатель не только и не столько даже мастерства, сколько глубокого осознания своего катания.

Автор: Георгий Стеценко

Издание: «Доски»

Годы: 2001

Люди: Роман Дырин

Люди: Дмитрий Фесенко

Люди: Максим Халин