По Памиру на сноублейдах

Последний нехоженый семитысячник Китайского Памира, Коскулак, команда МАИ прошла… на сноублейдах! О том, как это было, читайте в материале Натальи Рулевой.

Журнал: «SKI Стайл» № 2, 2005 год
Текст: Наталья Рулева
Фото: Денис Жилин

Мысль о том, что маленькие, маневренные и легкие в управлении блейды — это хорошо, давно закрадывалась в мою голову. Но проверить это на просторах Чегета и Эльбруса, где существует весь положенный для таких мест сервис в виде подъемников и глинтвейна, случалось редко. Когда этим летом мы вместе с командой Московского авиационного института собрались на Коскулак, последний нехоженый семитысячник Китайского Памира, я посмотрела фотографии огромных снежных полей и ровных склонов на большей части нашего маршрута и поняла, что блейды — именно то, что надо!

Когда подъемники и глинтвейн не предполагаются, а предстоит нести все на себе, маленькие легкие блейды — лучший вариант, если вниз хочется ехать, а не топать пешком. Единомышленников у меня нашлось двое — Денис Жилин и Игорь Тихий. При этом мы с Денисом тащили лыжи наверх за собой на веревочках, а хитрый Игорь запасся комплектом для скитура и не прогадал: уклон практически везде позволял ему идти вверх на блейдах, избавляя от необходимости тропить или использовать снегоступы. Четвертым в нашей компании был Андрей Петров, любитель марафонов и китайских семитысячников, который предпочел спускаться вниз традиционным способом — пешком.

Уже на месте основная команда альпинистов МАИ, планировавшая совершить технически более сложное восхождение на Коскулак по северному скальному ребру, решила сходить на вершину и вместе с нами — для акклиматизации. Базовый лагерь мы разбили на 4800 м. А с 5200 м начинался красивый ровный снежный склон. Во время первого выхода поднялись до начала острого снежного гребня на высоте 5950 м и установили там лагерь. Вниз, конечно, спустились на блейдах и не прогадали: склоны оказались идеальными для катания.

Я даже расфантазировалась, как хорошо было бы устроить тут горнолыжный курорт и поставить подъемники. Но ребята напомнили, что обычно подобные сооружения располагаются на несколько другой высоте, и не случайно. И правда, за пять дней мы съели все имеющиеся таблетки от головной боли, а также испытали и другие прелести акклиматизации. Мне пришлось согласиться с тем, что идея массового катания на Коскулаке не актуальна.

Но спуск доставил огромное удовольствие. Выписывая дуги вслед за Игорем, я не без самодовольства думала, что основная группа увидит наши красивые следы на склоне и обзавидуется: им-то и вверх, и вниз пешочком приходится топать.

Через несколько дней мы снова отправились наверх. С интервалом в день за нами вышла и основная группа. Все собрались на 5950 м, чтобы вместе подняться на вершину. Мы с Денисом оставили блейды перед гребнем, а Игорь, которому они заменяли снегоступы, взял их наверх. Трудным на нашем маршруте был только один участок — очень узкий острый гребень длиной 150 м. Его прохождение добавило адреналина. Слева карнизы, справа внизу скалы, падать никуда нельзя, страховаться не за что — фирн и никакого льда, чтобы вкрутить бур. На 6400 м поставили третий лагерь.

С утра вышли на штурм вершины. Погода была поначалу хорошая, но затем испортилась: пошел снег, ухудшилась видимость, поднялся ветер. С 6500 м повернул вниз Денис — на подходах он подхватил простуду и чувствовал себя не лучшим образом. С 6730 м уехал на блейдах Игорь. Остальные продолжали подъем. И вот 12 августа, в 18.30 по пекинскому времени группа МАИ в составе Миши Волкова, Коли Синюшина, Андрея Машенина, Андрея Воробьева, Игоря Тарновского, Андрея Петрова и Натальи Рулевой взошла на вершину Коскулака.

На обратном пути оказалось, что ветер со снегом полностью замел наши следы, и найти дорогу мы смогли только благодаря GPS. До лагеря на 6400 м добрались к полуночи. Я не могла не отметить, что будь у меня с собой блейды, они бы облегчили спуск. На следующий день мы все благополучно вернулись к базовому лагерю, причем Игорь, Денис и я снова проделали этот путь на блейдах. Из новых ощущений стоит отметить, что легкость и приятность спуска сильно зависит от веса рюкзака. Не то чтобы это было открытие, достойное Нобелевской премии, но я на практике убедилась, что два лишних килограмма за спиной радикально меняют стиль катания — от изящного скольжения до неуклюжей и плохо контролируемой езды с регулярными падениями.

К счастью, Игорь, заметив мои терзания на склоне, быстро освободил меня от «критической массы», и больше ничто не омрачало удовольствия от катания. А дальше основная группа под руководством Миши Волкова ушла покорять свое скальное ребро, а мы отправились домой. По дороге исполнили номер под названием «Ежики плакали и кололись, но продолжали жрать кактусы», потому что очень вкусная китайская еда оказалась еще и невероятно острой, просто-таки огненной, если есть ее опухшими, потрескавшимися и обветренными губами. Хорошо хоть холодное китайское пиво потушило огонь…