Спортсмен. Оператор. Модельер. Каскадер. Режиссер. Промоутер. Рационализатор. Наследник великой семьи. Всё это — Вилли Богнер-младший!
Журнал: «SKI Горные лыжи» № 3/31, 1999 год Текст: Василий Викторов
В перечне знаковых в истории горных лыж фигур этот человек занимает совершенно особое место. Чисто спортивные его достижения выглядят — по крайней мере, в национальном масштабе — внушительно. Однако в свете звезд первого ряда, таких как Карл Шранц, Жан-Клод Килли, Ингемар Стенмарк, Марк Жирарделли или Альберто Томба они теряются. И тем не менее…
Его уникальность именно в том и состоит, что он сумел воплотить в себе не только спортивный дух, но и всё остальное, что связано с горными лыжами. То, что делает их не просто одним из видов спорта, но именно особым мироощущением, в котором — как в искусно смешанном коктейле — сливаются все причудливые вкусы и ароматы горных лыж: своя философия и эстетика, культура и психология, поведенческая норма и настроение. Одним словом — Вилли Богнер.
Формулу этого коктейля трудно разъять на составляющие, равно как уловить отчетливость того или иного вкусового начала: кто, собственно, Вилли Богнер, такой?
Прекрасный горнолыжник? Без сомнения. Свои рейсинговые лыжи он поставил в угол еще в 1967 году в возрасте двадцати пяти лет (рановато!), однако уход из большого спорта никак не сказался на характере любимых увлечений. В перечне приоритетов — фрирайдинг, катание по глубокой целине — стоит на первом месте, опережая гольф, теннис, парусный спорт.
Талантливый кутюрье? Само собой, в мире спортивной моды коллекции от WB на протяжении многих десятилетий считаются эталоном, соединяющим в себе высшее качество, функциональность и неповторимый шарм. Блестящий фотограф, кинооператор, режиссер? Это давно известно. Преуспевающий бизнесмен? Не без того — он успешно руководит солидной фирмой, имеющей филиалы по всему миру: оборот ее составляет четверть миллиарда марок. Удачливый промоутер? Конечно: начинал в молодые годы рекламным фотографом и теперь знает рекламный бизнес до мелочей.
Впрочем, есть в этой причудливой смеси навыков, талантов и умений один коренной ингредиент: он сын своих родителей.
Откочевав из дня сегодняшнего лет на пятьдесят назад, в лежащую пока в руинах Германию, стоит заглянуть в баварское местечко Обераудорф: за стенами одного из бараков мерно жужжит старая швейная машинка. Здесь в 1947 году начала работать крохотная пошивочная мастерская, выпускавшая товар — по тогдашним временам — первой необходимости: фартуки, передники, рабочие халаты. Руководит производством женщина по имени Мария — она сама себе и швея, и дизайнер, и манекенщица (да-да, манекенщица — первый «показ мод» состоялся уже в 1948 году).
Ее муж только что вернулся из плена и помогает, как может: опыт у него по части пошива одежды кое-какой есть. Работают они день и ночь: в семье трое детей, младшему Вилли только-только исполнилось пять лет — ребят надо как-то кормить.
Зовут вчерашнего военнопленного Вилли Богнер — для немцев того поколения имя легендарное: он — одиннадцатикратный чемпион Германии в лыжном двоеборье.
Собственно, мастерскую по изготовлению спортивной одежды он открыл еще пятнадцать лет назад. Благодаря громкому имени, дела пошли настолько хорошо, что уже на Олимпиаде 1936 года немецкая национальная команда выступает в анораках от Богнера. Но война все развалила до основания — надо начинать с нуля. Пройдут годы, и Вилли-младший скажет про родителей: «Они показали мне, что значит настоящая команда — и в личном плане, и в чисто профессиональном». Но пока дела крохотной семейной фирмы его волнуют мало — надо учиться. Гимназию он, кстати, закончит вторым учеником в классе.
Быть вторым за гимназической партой — это еще куда ни шло, но вот на горнолыжной трассе он привык быть первым. К шестнадцати годам Богнер-младший уже три раза выигрывал юниорское первенство страны в слаломе и комбинации, так что вполне был готов к первому своему по-настоящему крупному успеху в профессиональных горных лыжах: выиграл очень престижную в конце пятидесятых годов гонку «Белая лента Сент-Морица».
Двумя годами позже ему покоряется легендарный Лауберхорн в Венгене — лучшее время в скоростном спуске обеспечивает ему место в национальной олимпийской команде, отправляющейся в Скво Вэлли. Воспоминания об этом олимпийском слаломе до сих пор то и дело всплывают в немецкой горнолыжной прессе: после первой попытки у Богнера — абсолютно лучшее время, но во второй он буквально разбивает сердца соотечественников — падение, вылет с трассы, прощай олимпийская награда...
Теперь спортсмен реагирует на разговоры о той неудаче философски: «У меня такое ощущение, что срыв в Скво Вэлли болельщики помнят до сих пор лучше, чем помнили бы — не упади я тогда — мой успех... Жаль, конечно, что в коллекции нет олимпийского золота — ну что ж, я выиграл много других хороших гонок». Выиграл в самом деле немало: два золота — в слаломе и комбинации — на Универсиаде-62, в этих же любимых дисциплинах становился чемпионом Германии.
Но к двадцати пяти годам надо было решать: что дальше? Поставив профессиональные лыжи в угол, он не ушел из лыж вообще, потом нашел себя в других видах спорта: у него очень высокий профессиональный рейтинг в гольфе, он классный теннисист, отличный парусник и пилот. Тяга к активному образу жизни питается, помимо всего прочего, врожденной жаждой новых знаний и впечатлений: «Спорт — это еще и способ познания жизни».
К началу семидесятых годов в фирме уже насчитывалось более 800 сотрудников, ее годовой оборот достигал 40 миллионов марок, ну да дело не столько в отменных экономических показателях... Мария Богнер к тому времени считалась безоговорочным авторитетом в мире спортивной моды. Это ведь она изобрела и внедрила легендарный фасон зауженных горнолыжных брюк, которые на протяжении многих сезонов считались шиком на самых престижных курортах. Это в ее моделях щеголяли Мерилин Монро, Ингрид Бергман и другие голливудские небожительницы. И это про нее в семидесятом году компетентный, никак не склонный к комплиментарности еженедельник Der Spiegel написал: «Она — это Коко Шанель спортивной моды».
В первой коллекции сына — «Формула W» уже угадывались мотивы Богнера теперешнего: единство спортивного, функционального и эстетического начала. Такая четкая концепция обеспечила высокий имидж и последующим коллекциям, ориентированным на изысканную и далеко не бедную публику. Выступать в одежде этого дома моды стало признаком хорошего тона: если на склоне замечен человек в комбинезоне от Богнера, то можно быть уверенным, что на вечернее парти он явится в костюме как минимум от Армани... Сам Богнер в такой элитарности своих дизайнерских фантазий и ориентации на продукт не для широкого потребления проблем не видит: «Да, наш продукт располагается в высоком ценовом сегменте рынка. Но так и у наших покупателей — повышенные запросы».
Сегодня в коллекциях дома «Богнер» можно найти все необходимое для активного отдыха: одежда для лыж, тенниса, гольфа, есть и специальное «молодежное направление» — «Fire and Ice». Все это — далеко не дешево, но все несет на себе печать изящества и тонкого вкуса.
Богнер-старший выстраивал реноме фирмы на громком в мире спорта имени: в его моделях отчетливо поблескивает золото медалей. Вилли-младший пошел дальше: «Известное в мире спорта имя — это лишь один из необходимых ингредиентов коктейля»...
Что он туда еще подмешал?
Все видели старые фильмы про Джеймса Бонда. В четырех из них коллизия развивается на горнолыжных курортах, где обаятельный «007», помимо умения прицельно палить из всех видов оружия, драться и укладывать роскошных женщин в постель, продемонстрировал блестящие горнолыжные навыки. Участники экстремальных экспедиций Уоррена Миллера понемногу приучили нас к катанию по 50-градусным склонам, прыжкам со скал и прочим принятым в мире экстрима трюкам, однако тот эпизод, когда Бонд несется на лыжах по ледяному желобу бобслейной трассы, даже за давностью лет выглядит просто шедеврально. Участники тех давних съемок вспоминают, что скорость лыжника по замерам хронометристов достигала 100 километров в час. Впрочем, поражала даже не столько лихость лыжника, сколько операторская работа: человек с камерой пролетел весь желоб вплотную за каскадером...
Так вот, тем оператором был Богнер-младший. В отличие от каскадера, мчавшегося по голому льду налегке, оператор тащил на себе еще и 30-килограммовую камеру. Вилли был основным горным оператором на всех четырех Бонд-фильмах, а за съемки горнолыжных трюков в ленте «Вид на убийство» получил специальную премию.
Фотография, кино — первая его любовь. Родительская фирма — дело, за которое нужно нести ответственность: с 1979 года он ведет здесь весь творческий процесс. Друзья вспоминают, как в свое время он метался между этими двумя, составляющими основу его натуры, чувствами... В конце концов, как истинный немец, он выбрал ответственность. Но первую, любовь не забыл. Его ленту «Очарование горных лыж» причисляют к классическим образцам жанра. В 1986 году на экраны выходит фильм «Огонь и лед», до сих пор считающийся одной из самых успешных спортивных лент: только в Германии ее посмотрели 1,7 миллиона зрителей. Игровой фильм «Огонь, лед и динамит» с Роджером Муром в одной из главных ролей прошел по экранам тридцати пяти стран.
И наконец, пришел черед знаменитой премьеры фильма «Белая магия», сама процедура которой вошла в анналы такого рода презентаций. Публику, собравшуюся в Сент-Морице по торжественному случаю, автор пригласил не в роскошный отель или фешенебельный киноконцертный зал — он затащил ее на Пиц Корвач, где и прошла церемония. Заглянувший в трассовую карту Сент-Морица обнаружит, что высота этой горы составляет около 3000 метров... Ну что ж, место для представления фильма про горные лыжи вполне подходящее: просторно, солнечно, снежно, и небо вот оно — рядом.
В самом деле, трудно сказать, что именно в этом коктейле доминирует: спортивный азарт или «мертвая» коммерческая хватка, чутье на свежие идеи или утонченный эстетизм, умение четко поставить дело или способность увлечь людей в том смысле, о котором говорит его жена Соня: «Я просто поражаюсь его гибкости. Он настолько тонко и точно выстраивает мотивации людей, что, когда у нас затевается что-то новое, весь персонал фирмы стоит за ним, как один человек».
Что верно, то верно: людей Вилли увлечь умеет — причем: каких... Долгое время директором-распорядителем фирмы был никто иной, как Фритц Вингенбергер — председатель DSW, Немецкого лыжного союза. А кто с недавнего времени возглавляет филиал в Швейцарии? Знаменитый архитектор горнолыжных трасс Бернар Русси…
Кстати уж — два слова о Богнере как об организаторе дела... Есть в его биографии один маленький, но симптоматичный эпизод: еще в 1984 году Богнер-младший при поддержке Федерального исследовательского института разрах ботал один интересный проект. Назывался он «Гуманизация трудового процесса». Смысл организация производства по принципу малых рабочих групп и повышение ответственности каждого за результат работы на своем участке. Модель, строго говоря, чрезвычайно актуальна и сегодня.
Что ж, человек просто занимается тем, что любит и умеет. И сам выстраивает свою жизнь, опираясь на четкое кредо: «Нет абсолютного совершенства, но есть совершенство относительное. Это тот максимум, которого можно добиться в определенное время при определенных обстоятельствах. Так и живем».