Стиль-мастер: Максим «Черок» Белогуров

«Стиля нет только у тех, кто кататься не умеет!» и «Не убирается тот, кто не прыгает», — в журнале «Доски» № 1 Максим Белогуров рассказывает Гоше Стеценко о самом насущном.

Журнал: «Доски» № 1, 2001 год
Текст: Георгий Стеценко

… лично я хотел бы кататься в косухе из Гортекса!

Максим Белогуров
Год рождения: 1976
Катается с 1995 года

— Что такое стиль в твоем понимании — и насколько он важен применительно к сноубордингу?

— Вообще, стиль, на мой взгляд, присутствует у каждого катающегося человека — как почерк, его не может не быть. Другое дело — нравится он кому-то или нет.

— А что это такое? Я вот сам пытался для себя это определить, и не мог. Поэтому просто решил суммировать мнения авторитетных людей.

— Применительно к нашему виду развлечения, мне кажется, что имеется в виду стиль катания человека, то есть — его постановка на доске, его положение во время исполнения трюков в воздухе — как он коленочки раздвигает, или сдвигает, как он досочку вытягивает, или не вытягивает. А также есть стиль человека «вне катания», который он может пропагандировать своим внешним видом и поведением.

Есть варианты Шона Палмера — такой «мотоцикл»: «Я катаюсь на мотоцикле. Я — ракета Шон Палмер»! Есть варианты Джей Пи Уокера типа гангста-бой, и у всех они свои, но есть какие-то общие черты. Я думаю, что сейчас направлений в целом два: любителей хип-хопа и любителей хэви-метала.

Не бывает «нестильных» райдеров. Стиль есть у каждого — у любого фристайлиста, который чего-либо добился. Просто этот стиль может кому-то нравиться, кому-то — нет, и мнения, что этот райдер стильный, а вот тот — не очень, субъективны.

— Стиль можно развивать?

— Его можно и нужно развивать. Когда ты делаешь трюк, тебе просто говорят, если это действительно хорошо выглядит. И ты можешь выбирать те трюки, которые нравятся людям, и создавать из них свой стиль, просто потому, что эти трюки у тебя легко получаются. Другой, более сложный путь — это когда ты выбираешь трюки сам, и затем уже пытаешься их делать именно так, как они должны выглядеть. Но это у тебя может не получаться очень долго. Некоторые трюки не получаются, наверное... Ну, не знаю насчет «никогда», но ни один человек на свете всех трюков не делает. Пока что. Нет такого фристайлического монстра. Хотя я не сомневаюсь, что первая десятка может при известной доле желания все трюки выполнить, так или иначе.

Но опять же, кому-то что-то ближе по строению тела, кому-то — по ощущению сноуборда. И вот из таких мелочей у каждого складывается свой набор, который затем преподносится как стиль. Это может даже быть своего рода дефектом катания. А для других — это его стиль.

— А конкретные примеры?

— Ну вот, Крис Энгельсман — яркий пример. Очень высокий человек, и катается совершенно, на мой взгляд, нелепо. И это его стиль. Потому, что куда ему девать-то рост свой немереный? Он так все поэтому и делает… очень быстро, «солдатиком».

А есть другие варианты — всяких Форум-тимов и прочих людей, которые полтора метра ростом. Им, наоборот, ничего никуда убирать не надо, они и крутятся «шариками» — тоже стиль.

Еще разные тенденции — у американских и европейских райдеров: в Америке, к примеру, стилем является как можно большее количество оборотов, да еще лучше, совершенных из обратной стойки. В Европе, судя по фотографиям в журналах, за стиль больше принято выдавать какие-то хитрые грэбы с вытяжками...

— А вот тебе, лично какой стиль больше нравится — европейский, американский или просто какие-то отдельные личности?

— Мне больше нравится, когда человек демонстрирует не столько красоту вытяжек и прочих каких-то положений, фиксаций в воздухе, а бОльшую смелость при выборе амплитуды трюка и его бОльшую техническую сложность. Получается, что это ближе к американскому взгляду, если можно так сказать... Но опять же, это все субъективно.

А конкретные персонажи, они всем известны — Питер Лайн, Майки Леблан, Дэвон Уолш, Бьорн Лейнс — Форум-тим практически целиком, МЗ-тим, тоже почти целиком, Кевин Джонс, конечно же. Юсси Оксанен — тоже, не вопрос. Легче назвать тех, кто не нравиться. Те, кто пытаются выдавать вытяжки, и т. п., за что-то такое, чего нельзя достигнуть другим, берут не сложностью трюков и амплитудой, а индивидуальными положениями. Вот есть, например, такой человек, как Джефф Браши, который почему-то до сих пор считается очень прогрессивным фристайлистом, но, по-моему, уже давно не является таковым. Он очень любит акцентировать внимание на грэбах. Хотя сейчас практически все прорайдеры могут очень неплохо выполнить основополагающие грэбы.

— Чисто с судейской точки зрения могу сказать, что исполнение (execution) и составляет то, что всегда понималось под «стилем». Фактически, само исполнение трюка — сколь угодно техничного и амплитудного — и есть стиль. Потому что вращение и количество оборотов мне никогда не казалось относящимся к стилю — это вопрос чисто техники — акробатики, если угодно.

— Ну так разве техника не относится к стилю, как одна из составляющих? Люди, выкручивающие 900 абы как, конечно, не имеют безоговорочного преимущества перед теми, кто выполняет красиво 1 оборот. Тут все нужно вместе считать, в какой-то гармонии. Нет исполнения раз навсегда данного — надо уметь делать все и по-разному. И без этого стиля не будет.

— Интересно как получилось: все, что ты говорил до этого момента, оказалось довольно развернутым обоснованием перехода во всем мире к системе «overall» — когда отдельные критерии посылаются подальше, а в зачет идут оценки «общего впечатления» от попытки.

— У меня, честно говоря, такое мнение о соревнованиях, что к настоящему катанию они имеют отдаленное отношение. Потому что, если рассматривать соревнование как абсолютный показатель чьего-то мастерства, то это не выдерживает никакой критики.

— На Западе это давно поняли, и соревнования приобретают сейчас формат «не соревнований». Допустим, формат джем-сессии — когда райдер оценивается по лучшей попытке из тех, что он успел — или захотел сделать в течение часа свободного катания — специально для того, чтобы люди могли попробовать сделать то, что они иначе бы не стали делать. Потому что при обычном олимпийском формате, у тебя всего 2 попытки, и ты, в любом случае, выбираешь себе что-то более пристрелянное, безопасное.

Я думаю, в хафпайпе судейство более объективно — там появляется некое среднее арифметическое, потому что есть возможность сделать 6-7 разных трюков — проявить себя более полно.

— На самом деле, основной показатель стиля — это не соревнования, а фото- и видеосессии, когда человек не отягощен мыслями о каких-то там местах и оценках. Тогда он и показывает максимум того стиля, который возможен, хотя бы потому, что он элементарно не боится упасть, и знает, что можно повторить прыжок 10 раз еще. Один раз получится — и это попадет на видео и в журналы. И это и будет его стиль...

— А скажи, реакция зрителей может служить критерием стиля, вообще, уровня?

— Я думаю, что реакция понимающих зрителей однозначно может. В формате той же джем-сессии или в формате фото-сессии — это очень хорошо видно, сколько 6 их не было — всегда понимаешь, попал ты или не попал, как раз-таки по реакции зрителей. Хотя зрителями их бывает сложно назвать — они, в основном, тоже все участники. Поэтому после приземления все поворачивают голову и смотрят.

А вот соревнования или мероприятия, проходящие как шоу, в особенности в городах, где люди не очень понимают, что происходит, это другое дело. Самая громкая реакция до сих пор остается на бэкфлип, хотя я, например, не считаю бэкфлип трюком, в принципе. Это противоречит любому понятию о стиле — трюк, выполненный без группировки, прямым телом — это никак уже давно нигде не оценивается. Для большинства же людей положение человека вниз головой, например, считается одним из самых впечатлительных моментов, а тем, кто катается, понятно, что вниз головой оказаться иногда легче, чем пролететь просто по прямой. На самом деле, стилю очень мало внимания у нас уделяется.

— Кто уделяет, а кто нет? Если уж про друзей говорить, про отечественную сцену.

— Все в какой-то мере уделяют. Здесь две тенденции: меньше внимания стилю уделяют те, для которых сноубординг является спортом, и больше те, для кого это — в некотором роде искусство. Вот Гоша, похоже, не парится стилем вообще. Но у него при этом тоже есть стиль, и очень узнаваемый. Ведь на самом деле стиля нет только у тех, кто кататься не умеет.

— Мне молодые ребята всегда говорят, что Митя является образцом именно по стилю. Потому что он сочетает техническую сложность и стиль, наверное, наилучшим образом из всех наших райдеров.

— Митя — да. Но Митя, с другой стороны, совершенно не умеет рыжки. Я по крайней мере, ни разу не видел в его исполнении того, что является азбукой, того, чему люди уделяют время и того, что является, визитной карточкой таких людей, как тот же Терье Хааконсен — номер 1, по любому. На всех фотографиях, которые появляются в журналах, до сих пор это все грэбы. Он и показывает этими грэбами свой стиль. А Митя, при всем его умении делать сложные трюки красиво, не умеет прыгать прямые прыжки — просто потому что он по-другому к этому относится.

— А вот еще такая тема: стиль включает также стиль в жизни, это точно. Если уж говорить о профессионалах, то их пафос — как у рок-звезд, ведь тоже важный фактор. Они — образец имиджа для молодых райдеров. Или надо быть совсем простым парнем?

— Надо быть таким, какой ты есть. Если смотреть на Запад, то там тех, кто является звездами, действительно можно сравнивать с исполнителями рок-музыки — это большие гонорары и все прочее.

— И в этом все дело?..

— Я думаю, в основном да. Человек видит, что он стоит теперь высоко на социальной лестнице. И если он хочет себя вести пафосно, то и будет вести себя пафосно — покупать дорогую машину, и вести себя так, как ему заблагорассудится. А если человек этого не хочет, он будет зарабатывать деньги и вести себя просто. У нас, к сожалению, есть такая тема: если ты что-то делаешь, то ты должен выглядеть вот так, и делать это вот так.

— Как ты относишься к тому, что «мужчину украшают шрамы»?

— Да… Я считаю, что это круто. Однозначно да. Это честно. Это просто ответ на тему. Не падает, не убирается тот, кто не прыгает. И тут нет такого, что, якобы, профессионал падать не должен. Падают все, и убираются все — и профессионалы, и непрофессионалы. И на самом деле, чем ты профессиональней, тем круче ты уберешься. Потому что ты пытаешься задавать себе все более и более сложные варианты вращений и все бОльшие и бОльшие амплитуды.

— То есть уборка тоже бывает стильной? Или она просто снята хорошо? Ведь в реальности это чаще совсем грязно выглядит, когда человека почти разматывает по склону…

— Да. Уборка на самом деле...такая. Например, мой товарищ Андрей Волчков в фильмах эти варианты проматывает — не любит на это смотреть. Я же, наоборот, смотреть на это люблю, ха-ха, потому что это показывает, что там тоже люди, и у них тоже есть минуты каких-то необдуманных поступков, и рисковых решений, которые приводят к этому. Так что я считаю, это действительно здорово — шрамы, кровь и все прочее...

— Почему?

— Ну как почему? — Хардкор! Hardcore forever! Motherfucker! Ну, у меня воспитание такое: разбитый нос — это круто! Если человек что-то пробует и отделывается разбитым носом — это всего лишь плата. Бывают в жизни хорошие моменты, бывают и не очень.

— А как ты считаешь, если упереться рогом, задаться целью откататься без серьезных травм, это можно сделать?

— Ну да, можно, но я боюсь, что это может существенно остановить твое развитие. Другое дело — падать, но без серьезных последствий, травм. Совсем не падать невозможно — когда ты учишься, ты в любом случае что-то не докручиваешь или перекручиваешь. Вопрос в том, на каком уровне контроля проходит первая попытка... Главное — понимать, что прорайдер — это не каскадер-любитель, а как раз наоборот — точный механизм. Но травмы учат не расслабляться.

— Теперь о модном: в Европе распространено мнение, что джиббинг — катание по перилам, столам, парапетам и прочим предметам неживой природы — это не стильно. И вообще, по большому счету, не сноубординг. При этом, в Европе много сильных джибберов, не говоря уже об Америке.

— Я, к сожалению, этого не умею делать. Говорить, что это не стильно, нельзя — стиль есть во всем, и в джиббинге тоже.

— Тебе нравится?

— Мне нравится, конечно, в исполнении тех людей, которые делают это красиво и здорово. Это сноубординг, точно так же, как и многие другие вещи. Ведь люди прыгают со зданий в последнее время, это называется «дроп».Это все сноубординг, потому что это весело, опять же, круто, потому что это страшно — на самом-то деле. Когда можно прыгнуть со здания и полететь вниз головой. Вообще это все травматично, и чем более это опасно, тем более это круто — это понятно.

— Приходилось ли тебе долго биться над каким-нибудь трюком именно в плане стиля, когда ты реально попадал из-за стремления что-то сделать стильно?

— Да, конечно, у меня, например, было желание исполнять трюк бэксайд родео с инди-грэбом — я над этим долго работал, в итоге конкретно стало получаться. Тот же стэйлфиш мне хотелось сделать так, как я его вижу.

Тут работы еще больше, но тоже стало что-то получаться. Были варианты типа бэксайд метод-эйр, такой, казалось бы, азбучный трюк, который я пока не могу освоить в той мере, в какой я хочу его исполнять. И пока он отложен. Скоро в пайпе как раз и займусь. Хотелось бы, чтобы по поводу моего исполнения не возникало никаких споров.

На самом деле, главное — чтобы стиль не определялся какими-то мифами и модными течениями. Чтобы люди понимали, что стиль есть у каждого, и стиль не зависит, к примеру, от ширины штанов или от шапки с козырьком в этом сезоне или от милитари окраски штанов в следующем. Что это все немного другая вещь, и она не относится к самому главному — к катанию. Главное — не вестись на разводы...

Я видел потрясающую статью Питера Лайна — о том, как стать крутым сноубордистом. Где-то в Snowboarder, что ли, ее опубликовали, у нас ее перевели и вывесили на одном веб-сайте. Там совершенно серьезно Питер Лайн пишет: чтобы стать крутым райдером, нужно прежде всего замутить себе штаны на размер больше, тогда все поймут, что ты крут. Маску в прошлом сезоне было модно носить а-ля Wu-Tang Clan, на боку — как Митяй и Рома делали иногда, но сейчас это, дескать, уже не модно — лучше в ней кататься постоянно, не снимая вообще, совсем не пользоваться солнечными очками и тусоваться только в маске… Думаю, и сам Питер Лайн эту статью несерьезно писал, появилась она в журнале не как серьезная.

— По крайней мере, от русского перевода у меня сложилось полное впечатление, что статья писалась именно в такой стилистике и с тем расчетом, чтобы максимальное количество народа восприняло ее всерьез.

— Питер Лайн, помимо того, что он великолепный сноубордист, еще и удачливый бизнесмен. Причем, он — владелец компании, которая как раз и выпускает широкие штаны для сноубординга и шапки с козырьками. Поэтому Питеру Лайну сам Бог велел написать такую статью и надеяться, что максимальным количеством народа она будет воспринята за чистую монету. Просто человек свой талант возводит в ранг всеобщего культа. То, что катается он отлично, никто не спорит, но он за счет этого другим людям демонстрирует и даже навязывает свои личные стереотипы. И на это ведутся люди.

— По поводу стереотипа. Например, есть такой — что если ты по перилам не катаешься, ты не «про»...

— Но это уже стереотип для ограниченного числа людей. Для основной массы этот вопрос вообще не стоит — катается «про» по перилам или нет — они и слов-то таких практически не знают.

Для них другие фишки: вот, сноуборд — экстремальный вид спорта, а экстремальный вид спорта — это обязательно хип-хоп или, на худой конец, панк-рок, это обязательно широкие штаны, это обязательно Децл — йоу-йоу-йоу!, это обязательно брейкданс, граффити...Короче, обязательные такие вешечки, без которых ты, вроде как, к культуре и не относишься. Хотя жизнь показывает, что все это — полная лажа...

Людям надо дать понять, что стиль к этому никакого отношения не имеет... Это просто коммерческий развод от людей, которые продают ту или иную массовую продукцию… А ты можешь, на самом деле, слушать Вагнера, ходить в косой коже и кататься, кстати, в косой коже. Причем лично я, например, буду такого человека в тысячу раз больше уважать, чем какого-нибудь человечка в широкой одежде и с Ву-Танг Кланом в голове...

Можно я сделаю заявление? Я хочу, чтобы какая-нибудь фирма выпустила, наконец, косуху из гортекса и проспонсировала меня ею, или я даже готов купить ее за разумную цену и в ней кататься...

— То есть, Тонино Копене демонстрирует всем достойный пример. Этот человек катается исключительно во всем черном — одежда, крепления, ботинки. Он, не парясь, берет у спонсоров самую дорогую гортексовую куртку — обязательно черную — и прямо на нее пришивает логотипы Slayer, Iron Maiden, и т. п.

— Я считаю, что это здорово, просто потому, что человек показывает, что он любит, и не собирается менять свой имидж в угоду каким-то чужим представлениям.

Большинство молодых исполнителей фристайла сейчас на Западе выступают все-таки в одном ключе, и это довольно однообразно выглядит, на самом деле, когда райдеры похожи друг на друга — почти как близнецы.

И на вопросы отвечают одинаково: «Какую музыку слушаешь?» — «Хип-хоп, Wu-Tang Clan, Method Man... Я тоже иногда слушаю Method Man, и к хип-хоп-музыке довольно хорошо отношусь. Я просто против стереотипов. А еще больше я против того, что за хип-хоп слишком часто выдается то, что к нему не имеет никакого отношения — типа Децла, например. А хип-хоп это, в общем-то, совсем другое — это поэзия забитых негритянских районов в Америке. Если у нас проводить какие-то параллели, то к хип-хопу наиболее близки, в общем-то, гопники. Самый реальный русский хип-хоп — это Могилевский, Михаил Круг, группа «Лесоповал», а никак не Децл, не Bad Balance. Это все, скорее, пародийное шоу, к хип-хопу не имеющее отношения.

— А расскажи детальнее, сам ты какую музыку слушаешь, когда катаешься и по жизни?

— Музыку я слушаю самую разнообразную. Больше всего я люблю музыку тяжелую — в стиле хэви-метал. Любимые мои коллективы — это Napalm Death, Sepultura, Fear Factory, Deftones... Разную, можно много перечислить. Главное, я люблю, когда люди делают все правильно.

Есть такие люди, как Soulfly, которые умеют делать тяжелую музыку правильно. А есть такие, как Limp Bizkit, которые превращают это все в дрянь — таких я не слушаю. Сейчас такое время, когда очень легко повестись на какие-то неправильные вещи, потому что внешний вид стал особенно обманчив...

Но самое главное — это кататься. Я бы хотел, чтобы главной мыслью этой рубрики было, что стиль — это не набор каких-то стереотипов: движений, поведения, или музыкальных пристрастий, главное — кататься и получать от этого удовольствие, а тогда и стиль будет присутствовать, так или иначе. Главное — не ставить себе никаких рамок и не вестись на всякие темы.

Есть такой прискорбный момент, что те, кто катается действительно хорошо, по уровню развития, как правило, превосходят большинство тех, для кого производится массовый продукт с их участием. И тут очень тонка грань между тем, что человек представляет из себя сам, и тем, что он делает, чтобы угодить широкой публике, для которой это все производится.

Потому что в идеале все можно послать к черту, одеваться во что угодно, хотя бы и во все черное, делать доски такие, какие тебе хочется, но в итоге это все упрется в коммерческую сторону. Есть мода на хип-хоп во всем мире — и все тут. Некоторое время назад была мода на скейт-панк стиль — все было в стиле скейт-панк.

— Так все-таки мода и стиль в каких пропорциях находятся?

— Если серьезно, то они не связаны между собой абсолютно никак. И между ними взаимоотношения только такие: те, кто создает стиль в катании, могут либо сами создавать и моду, либо, если они к этой моде хотят принадлежать. то они ее у кого-то другого перенимают.

— Мне кажется, что есть узкая группа людей — прорайдеров, журналистов, промоутеров, и т. д., которые, фактически, и формируют эту культуру и сами же являются носителями этой культуры. В нашей стране это особенно остро чувствуется, поскольку этих людей всего несколько десятков. Отсюда возникает вопрос о степени моральной ответственности прорайдера за формирование стиля.

— Ответственность в том и состоит, что либо ты честно говори людям, что у каждого человека есть стиль и надо уважать каждого, вне зависимости от его стиля, либо ты начинаешь играть в такие игры как Питер Лайн.

— Ты станешь кататься в широких штанах, потому что это модно и менеджер сказал «надо»?

— Я катаюсь в таких штанах, в каких мне удобно. Но, опять же — те, кто катается за деньги, не всегда сами выбирают. А катаются в том, что им дают — не все могут выбирать фирму. Им просто дают широкие штаны и говорят: «Эй, приятель, в этом сезоне особенно модны широкие штаны с карманами на коленках — не желаешь носить новую модель?». И здесь ты в некотором смысле — как подневольная лошадка — выглядишь так, как тебе рекомендуют. Хотя лично я хотел бы кататься в косухе из Гортекса.

Автор: Георгий Стеценко

Годы: 2001

Издание: «Доски»

Люди: Максим Белогуров

Люди: Дмитрий Фесенко

Люди: Андрей Волчков

Люди: Максим Халин