Бэккантри-трип команды Fischer в Шерегеш

«Вечером команда наблюдала самую прекрасную для райдера в горах картину — сильную метель в свете фонаря», — Антон Лалабеков о поездке в Шерегеш в 2008 году.

Журнал: «SKI Стайл» № 15, 2008 год
Текст: Антон Лалабеков
Фото: Евгений Кадников

Итак, начало сезона, на склонах подмосковных курортов снег уже начали пылить, но нормальному лыжнику хочется хоть какого-нибудь парка или много пушистого, мягкого и белого!

После раздумий наша команда, состоящая из райдеров Михаила Малюгина, Артема Розова и меня, а также самой главной единицы — оператора Александра Королева (Mosaic Films), решила отправиться в неизведанное пока нами место — Шерегеш, который славится снегом и елками.

Добирались через Новосибирск, так как полет до Новокузнецка в два раза дороже, далее — 9 часов пути автобусом до п. Шерегеш, и мы на месте.

Горная Шория встретила нас снегопадом, и это, несомненно, порадовало. Огорчало то, что мы приехали в выходные, и была вероятность, что такие же, как мы, любители паудера из Новосибирска, Кемерово, Новокузнецка весь свежий снег раскатают, а по прогнозам, снегопадов на будущей неделе больше не предвиделось!

Первый день мы с Сашей пропустили. Фрирайдеры Миша и Тема ушли на разведку. Миша в качестве орудия выбрал лыжи для бэккантри-фристайла Fischer Misfit. Артем решил покорить паудер на парковом варианте модели Addict Pro. Разведка увенчалась следующими результатами: Миша, в принципе, ехать смог, а вот Артем все больше страдал от своей самоуверенности, так как парковые лыжи не предназначены для катания в лесу, где снега по пояс (и при этом с каждой минутой его все больше). Но главное, что паудер был, и места, где можно отжечь, тоже просматривались!

Вечером команда наблюдала самую прекрасную для райдера в горах картину — сильную метель в свете фонаря.

Следующий день был отдан под пристрелку к новому стаффу и раскатку. Несмотря на сильный ветер на вершине, не работающие по этой причине креселки, и из-за этого — большие очереди на бугельные подъемники, мы отрывались по полной: ноябрь месяц, а ты, кое-где по пояс, рассекаешь этот белый пух! Как сказал Миха в ответ на вопрос «Что это вы одни катаетесь?» — «No friends on powder days!».

В понедельник народ кончился, так же, как и снег, видимо, небесная канцелярия решила выделять осадки пропорционально количеству катающихся. Зато небо расчистилось, и сибирское солнце озарило просторы Горной Шории! Тысячи холмов и сопок вокруг, а где-то вдалеке сияли белоснежные Поднебесные Зубья!

Итак, начались рабочие будни, то есть съемочный процесс. Такая работа многим покажется удовольствием, но сил и нервной энергии тратится, я вам скажу, немало. Во-первых, мы не были готовы к особенностям местного рельефа в данное время года: мало длинных крутых участков и снежный покров для хороших дропов недостаточен. Также проявились некоторые эгоистичные склонности райдеров из-за различия в уровне катания между нами и оператором (Саша первый раз катался в таком снегу, да еще и в лесу). В-третьих, один оператор на трех райдеров — оказалось не только мало, но и медленно! Это вам не прыжки в парке снимать!

После отснятых линий бравые парни Миха и Тема решили, что могут теперь катнуть в свое удовольствие и, пользуясь богатым опытом Михаила по райдингу в лесу, да и вообще по такому снегу, умотали вниз.

А мне приходилось сопровождать Саню, впервые катающегося в таких условиях, да еще и тащившего за спиной достаточно тяжелый, а самое главное, дорогой груз! В конце концов, я воззвал к совести парней, просил проявить сознательность по отношению к оператору и на сложных участках брать его ношу себе. Через пару серьезных разговоров частичный консенсус был найден, хотя противоречия остались.

Во второй половине дня за пару часов работы построили приличный кикер, который явно не тянул на тренировочный, вследствие гигантомании некоторых шейперов, но и для съемок не был удобен по причине не слишком большого пролета и плосковатого приземления. Плюс к этому нас ждала маленькая неудача — в центре приземления, куда примерно все приходили, на небольшой глубине мы наткнулись на камень — пришлось срочно его закапывать.

В первую неделю нам, в принципе, повезло с погодой: днем было достаточно тепло, светило солнце, некоторые даже надеялись на горный загар. Утро радовало красками, и, поднимаясь на только что запущенных подъемниках, мы любовались окружающими нас красотами.

После раскатки уходили по дороге, ведущей на Мустаг, искать новые места для съемок, туда, где снег еще не был тронут. После обеда возвращались на трамплин, прыгали, пытаясь после летнего перерыва вспомнить, как это делается. Но уже на третий день приземление превратилось в бетон, и мы вычеркнули место из наших планов на последующие дни.

По утрам, когда рассвет заливал всё кругом, нас особенно впечатляла картина Верблюдов в свете восходящего солнца (каменные скалы на вершине холма, образованные ветром, напоминающие по форме горбы и голову этого животного). Мы выбрали их очередным участком для съемок!

Идти до них около 40-ка минут. Был вариант прокатиться на снегоходах, но мы решили, что пешая прогулка не помешает. Действительно, что может быть лучше, чем с лыжами за плечами, в ботинках прошагать пару-тройку километров! В этом заключалась некая романтика туристических походов, у каждого из нас за плечами был не один такой поход!

Достигнув подножия Верблюдов и продумав линии спусков, которые будем делать, мы пошли наверх. Восхождение заняло еще минут 20, короткая подготовка к старту и обозревание открывающихся сверху просторов. Первым поехал Миша: пара изящных поворотов, дроп и выезд. Сам спуск длится не более 15–20 секунд, но вверху крутизна достигает 40-ка градусов, что дает вполне приличное ускорение. За Мишей свою линию сделал Алексей Николаев, хели-гид из Поляны и также член фрирайдовой команды Fischer. Артем и я стартовали из другой точки, с лежащего под наклоном камня. Сделав небольшой дроп вначале, далее траверсировали по полю.

Осмотрев свои линии и сравнив ощущения, мы решили поменяться местами старта. Новый заброс. Тема уходит еще дальше вправо, собираясь раскатать небольшое поле, Миша с Лешей идут на нашу точку, а я спускаюсь с их точки, поменяв направление на дропе. Новые линии сделаны, оцениваем результаты. Каждый чуть-чуть недоволен, все немного промахнулись — промахи невелики, но все же бьют по самооценке. Что ж, вот где и как проявляются мастерство и накат! И все же этот день идет нам в актив, тем более что мы выбрали место под новый трамплин.

Новый день и новый поход по дороге на Мустаг, к Верблюдам и Кресту. У начала подъема на Крест, на одном из перегибов, мы строим трамплин. Пролет по расчетам — от 15 метров. Строительство занимает много времени и отнимает порядочно сил, но результат вполне это оправдывает. Как всегда, встает вопрос скорости — так как разгон пологий. Артем прыгает первым, причем сразу решает делать крутку — рискованно. Его прыжок выглядит красиво, но он слегка затянул вращение — в итоге падение, ничего страшного, райдер жив.

Миша прыгает вторым, хороший толчок и прямой прыжок с трак-драйвером уносит его в космос — небольшой косяк на приземлении, но Миха излучает восторг. Я прыгнул, немного не долетев до перегиба, понял, сколько скорости мне нужно для трюка, который задумал. Миша и Артем прыгают 360, все удачно. Я пропускаю еще один круг и очередные трехи парней, мысленно собираясь к прыжку, который должен успокоить будоражащие меня эмоции! Разгон, и следом сумасшедшее ощущение от смещения оси — корк 7 вышел четко, от радости на приземлении я даже потерял палку. Парни растерялись от такого поворота событий и не знают, что им прыгнуть. Условия не самые простые — снег задут, и его немного, в таких условиях можно травмироваться. Артем делает попытку 180, но, к сожалению, не уезжает. Миша выполняет четко бэкфлип мьют.

Солнце двигалось к закату, силы тоже, фотограф устал и замерз, спасибо тебе, Женя, за прекрасные кадры. Такие дни заставляют любить лыжи и горы еще больше!

Подводя итоги, можно признать, что наше путешествие вполне удалось, если не брать в расчет то, что со снегом нам не очень повезло, хотя особо и не должно было, так как основные снегопады начинаются во второй декаде декабря. С другой стороны, всю первую неделю стояла потрясающая погода. Вторую неделю мы провели в поисках еще нераскатанного снега, прыгали на трамплине, сделанном к соревнованиям бордеров, без подъемника и нормального приземления, в итоге все слегка повредились.

Хотелось выразить благодарность компании Fischer и лично нашему менеджеру Андрею Преображенскому. Спасибо новосибирским парням за помощь в организации трансфера из аэропорта: Владу, Димону и Максу.