Фотография — это вам не квартиру пылесосить! Как снимать сноубординг, рассказывает Кирилл Умрихин, за прошедшие годы ставший прекрасным спортивным фотографом (и не только спортивным). Go for it!
Журнал: Onboard № 1/29, 2008 год Текст и фото: Кирилл Умрихин
«Сноуборд-фотограф» звучит как-то слишком узкопрофильно, но в последнее время этот термин встречается все чаще, причем не только в сноубордической тусовке, где и так понятно, что ты за фотограф, раз ты на сноуборде с райдерами торчишь у трамплина.
Но и в широких кругах, мне кажется, что нельзя хорошо снимать сноубординг, если все остальное снимать не умеешь или просто не хочешь и никогда не пробовал.
*** Цифровой зеркальный фотоаппарат может позволить себе почти каждый, способный накопить или организованно взять кредит, не говоря уж о пленочных камерах. А хороших фотографий, почему-то, ощутимо больше не становится. Организованного обучения искусству фотографии в России практически нет. Зато все (да что уж там — и я тоже) называют и считают себя профессиональными фотографами и снимают, снимают, снимают… Фотоаппараты все более скорострельны, флэшки все больше, места на компьютере все меньше. И к чему мы приходим? Что в фотовыпуск попадает не слишком большое количество отечественных фотошедевров. Когда-то можно было сказать, что наши райдеры не так круто катаются, но теперь этим больше нельзя прикрыться. Фототехника доступна, голова на плечах. Но что-то все равно не то.
Конечно, нужно полноценное обучение по специальности «фотограф», институты фотографии, хорошие курсы, мастер-классы — это только начинает появляться в том виде, в котором хотелось бы. Благо, Интернет всесилен, и там можно найти всё.
«Все, что мы можем себе представить, станет доступным и превратится в действительность», — так и в фотографии. Начинайте с того, что представляйте свои кадры. Думайте о том, как ляжет свет, — ведь это главное в «светописании» (фотографии). О том, какой ракурс вы выберете. Запечатлевая момент, вы снимаете законченное действие, и надо показать как его начало, так и его конец. Что-то среднее будет смотреться просто нелепо. Об этом написана тонна книг, и композиция кадра в сноубординге не так уж кардинально отличается от других съемок.
Тем, кто долго снимает и уже имеет публикации в журналах, моя статья не покажется столь уж интересной, потому что она расскажет начинающим, как подходить к съемке и как делать снимки, которые могут попасть в печать. Я попробую объяснить, как подступиться к съемкам городского джиббинга. Что взять, что оставить, как привезти домой удачные кадры. Надеюсь, что эта статья вам пригодится!
ПРЕДПОДГОТОВКА
Перво-наперво для любых съемок нужен фотограф. Это вы? Поздравляю! Об этом знаете не только вы? Великолепно! Сегодня вечером знакомые (обычно начинающие фотографы тренируются на своих друзьях) поедут искать спот в городе и позвали вас с собой, так как вы — обладатель камеры. Наверное, они увидели ваши фотографии с прошлого контеста, и они понравились им. Теперь главное — не ударить в грязь лицом. Конечно, для вас лично лучше снимать райдеров, имеющих достаточный опыт катания, — так гораздо больше шансов сделать хороший снимок не только с точки зрения собственно съемки, но и с точки зрения спортивного элемента.
Обидно — целую серию снимков приходится забраковывать потому, что, несмотря на выверенные свет, тень, контраст, фокус и прочее, сам райдер смотрится неумело или даже — упаси Питер Ландстром! — нелепо. Но если ваш объект фотосессии — начинающий райдер, из этого тоже можно извлечь немало выгоды: его стиль еще только формируется, и вы можете помочь ему в этом. После чего, когда его слава прогремит по всему миру, сможете всегда рассчитывать на звание «любимого фотографа».
ЧТО ВАМ ПОНАДОБИТЬСЯ?
Камера: хорошо иметь зеркальную фотокамеру (не будем тратить время на описание того, чем зеркалка отличается от обычного фотоаппарата, на эту тему хорошо написано в Википедии. Итак, зеркалка у вас в кармане (я хотел сказать в кофре) — он сбережет вашу фотоаппаратуру от ударов, влажности и недобрых взглядов завистников.
Советовать модель фотоаппарата сложно, тут все зависит от вашего стартового бюджета. К тому же у вас наверняка уже есть фотоаппарат. По личному опыту могу сказать, что кофр Dakine Sequence — весьма пригодная и полезная вещь. Я с ним уже год и никаких жалоб не имею.
Объективы: cамое лучшее — иметь линзы из профессиональных серий (у Nikon для серий нет отдельного обозначения, а у Canon это L-серия.) Они резкие, не мылят и не замерзают на морозе (это важно в наших съемках). Но и цена у них соответствующая. Так что сначала можно обойтись и обычными линзами.
Используемое фокусное расстояние при съемках в городе может быть разное. От «фишая», чтобы залезть под перилу, до телеобъектива, если вы захотите уйти подальше. Сначала вполне можно обойтись тремя линзами: фишай, хороший широкоугольник + портретник и «телевик». Весь диапазон у вас в руках, точнее, в фотоаппарате.
Вспышки: погода у нас какая-то невнятная — солнце бывает редко, одни тучи да тучи, поэтому вспышки лучше использовать. Да и большинство съемок проходят в темное время суток — зимой темнеет рано. По-хорошему, нужно ставить три вспышки и более. Можно обойтись одной, можно двумя, но на свет потом придется потратить время, сидя за компьютером. Чтобы свет работал на расстоянии, есть три способа его «поджечь». Синхронизация по свету — самая неудобная тема: расстояние между фотографом и вспышкой должно быть небольшое, срабатывает не всегда, а если есть еще фотограф, то у него она тоже будет срабатывать, что может испортить кадр и ему, и вам (если не успеет перезарядиться). Второй способ — это инфракрасный ИК-датчик. Его минус в том, что зона прямой видимости — не более 7-12 метров расстояния. Срабатывает через раз.
Выход из этой ситуации для всех профессиональных фотографов — радиосинхронизатор. Его расстояние где-то до 200 метров, чего вполне достаточно. Многие используют синхронизаторы PocketWizard, но они достаточно дорогие. Соответственно, один — на фотоаппарат, по одному — на вспышку. Есть китайские радиосинхронизаторы, они подешевле. Вспышки лучше использовать с аккумулятором, но они дорогие. Выход — несколько вспышек, типа Sigma DG 500 Super. Они могут зажигаться по свету и по ИК, радио к ним тоже можно подвести через переходник, но у них есть недостаток — с радио они тоже будут срабатывать от света. Не забудьте штативы под вспышки и поставьте их подальше от перилы и приземления, чтобы райдеры-ухари их не сбили.
Остальное: пока на дворе стоит зима, советую одеваться теплее. Если райдерам надо подниматься постоянно с доской, что не дает им замерзнуть, то вам как фотографу надо стоять и ждать. Так что позаботьтесь об одежде заранее: жаловаться на то, что замерз и потому отказываешься продолжать работу, — непрофессионально. Идти в кедах на съемку — абсолютный бред, если только это не одна из десятка «зимних» моделей с утеплением, которые в российских шопах найти не так уж легко. Сноубордические ботинки или «аляски» — не иначе. Очень удобны варежки с отстегивающимся верхом, чтобы в перерывах греть пальцы. Также недопустимо забыть аккумуляторы/посадить аккумуляторы, забыть очистить флешку, забыть проводок для подключения вспышки... Все это обязательно возьмите за правило проверять перед выходом. Помните: в мороз батареи садятся в два-три раза быстрее.
ГДЕ МОЖНО СНЯТЬ В ГОРОДЕ?
Да где угодно! Тут главное проявить так называемый креатив. Нужно необычное мышление. Не стоит ограничиваться перилами, дропами и воллрайдами в стандартном понимании, надо снимать с интересных, необычных ракурсов. Я стараюсь подходить к съемке с таким девизом: показать вещь или место так, как никто его раньше не видел. Не всегда удается то, что хочешь. Нужно искать красивые, оригинальные места, при этом не увлекаться, конечно же, — надо чтобы еще и райдер вписывался, так как главный в кадре, как правило, все-таки он.
Сразу оговорюсь: конечно, правильнее сначала научиться снимать со стандартных ракурсов, без всякого креатива и выкрутасов, «набить руку», а потом уже креативить. Редко бывает, чтобы фотограф-новичок с места в карьер начал делать страшно оригинальные, невероятно концептуальные и суперкачественные снимки: практика — очень важный элемент, талант без нее может так никуда и не привести. Навскидку, нужно от шести месяцев до двух лет, чтобы «набить руку»: да, а вы как хотели? Фотография — это вам не квартиру пылесосить. Но не унывайте: скорость прогресса для каждого индивидуальна.
НЕСКОЛЬКО СТАНДАРТНЫХ СХЕМ РАССТАНОВКИ СВЕТА
Перила: одну вспышку ставьте сзади кикера. Она даст красивую окантовку райдера и подсветит снег, срезаемый с кикера. Две других ставьте спереди или по бокам, чтобы они были перед райдером. Если на периле есть кинк, то лучше делать кадр, когда райдер находится на нем, а если кинка нет — то когда райдер в центре или в самый эффектный момент. Его надо научиться ловить — это придет с опытом, эффектность может зависеть от фона, от того, как ложится свет в этот момент. Где поймать райдера — это ваш выбор, но это не должно быть самое начало или конец.
Лучший вариант — чуть не доезжая центра: при отборе фотографий сразу отметайте те, которые намекают, что райдер упал с перилы через секунду после того, как сверкнула ваша вспышка. Фотография может быть хорошей, даже если бедняга страшно расшибся на приземлении, — но предпосылок последнего на ней быть не должно.
Воллрайд: тут можно обойтись и двумя вспышками. Просто поставьте одну за кикером на стенку, чтобы подсвечивала заезд и райдера на периле — сзади. А вторую спереди и чуть сбоку, но не на пути съезда. А сами отойдите подальше, найдите интересный объект, будь то камень, постройка или еще что-нибудь, и сделайте так, что бы он был в расфокусе. Не забывайте, что должно быть видно высоту проезда. В кадре должна быть земля, а также вылет и желательно место приземления, иначе получиться статичное действие с ощущением того, что была проведена работа в «Фотошопе».
Дроп: его лучше снимать издалека или на фишай (он сделает его выше, чем он есть на самом деле). Одну вспышку стоит поставить наверх, другие внизу. И, опять же, не забывайте про землю. Фотография с райдером, краем здания или сооружения, с которого он прыгает, смотрится никак. Может, там всего метр пролета? А может вообще полметра? Мы не знаем. А вы нам покажите!
Всегда старайтесь, чтобы вспышки не были видны в кадре. Но кто сказал, что нарушать правила не надо? Нарушайте, ищите собственные ракурсы, оригинально «пишите светом», находите собственные интересные споты. Кстати, о спотах. С точки зрения этики: если на этом споту уже снимались, то повторять то же самое не стоит.