Не сноубордом единым! Лыжники джиббят не менее (если не более) красиво, чем сноубордисты. Секреты высекания искр из перил на лыжах раскрывает Кирилл Поваринцев.
На каких фигурах джиббят лыжники? Прежде всего, это наклонный рейл, так называемый «даун».
Штука гораздо более страшная, чем рейл горизонтальный, особенно с учетом того, что в реальных боевых условиях заходить на него приходится сбоку. И хорошо, если с «удобной» стороны, то есть когда при заходе ты поворачиваешься лицом к рейлу. Хуже, если заходить приходится в «бэксайд», то есть, поворачиваясь к рейлу спиной. Но пока ты только учишься, и наверняка в твоем парке есть наклонный рейл с нормальным заходом с торца.
Поначалу будет лучше, если кикер на наклонный рейл будет очень пологим или вообще горизонтальным, по высоте вровень с рейлом. Разгон бери совсем небольшой, всего лишь такой, чтобы зайти и не более того — на наклонном рейле остановка из-за недостаточного разгона тебе не грозит.
Самое страшное — заставить себя наклониться вперед при заходе на рейл и приземлении на него. При приземлении и скольжении по рейлу твое тело должно быть перпендикулярно его линии, иначе ноги незамедлительно выскочат из-под корпуса, что приведет к падению, поэтому старайся акцентировать завал корпуса в направлении движения.
Учти, что твоя скорость на наклонном рейле, скорее всего, будет выше, чем та, с которой ты привык джиббить по горизонтальным фигурам, поэтому начинай заботиться о сходе чуть раньше, чем закончится рейл. Хорошо, если с первой же попытки тебе удастся сойти в нормальную стойку, а не просто слететь с рейла, зарубившись кантами поперек склона. Когда привыкнешь к скорости, можно будет думать о свиче.
Следующая фигура — это кинковый рейл, основной тип рельефа городских джунглей.
Поскольку фактически кинковый рейл — это последовательность горизонтальных (флэт) и наклонных (даун) сегментов, основные моменты техники скольжения по нему тебе уже знакомы. Главное правило — корпус должен быть перпендикулярен поверхности фигуры. На флэте стой прямо, на дауне — обязательно наклоняйся вперед.
Тонкий момент — это кинки, переходы с одного сегмента на другой. Они бывают двух типов — внешний (например, переход с флэта на даун) и внутренний (например, с дауна на флэт). Если с внешним кинком все просто: главное — вовремя завалить корпус вперед и загрузить переднюю ногу, то с внутренним сложнее. При прохождении внутреннего кинка необходимо разгрузить переднюю ногу и чуть закантовать переднюю лыжу вовнутрь, иначе ее внешний кант может зарубиться в стремительно надвигающийся флэт, и ты упадешь — возможно, красиво, но, скорее всего, больно. Как только передняя лыжа прошла кинк, ее нужно поставить плоско и загрузить, разгрузив заднюю лыжу для предотвращения зарубания ее внутреннего канта.
Теперь немного о рукотворном препятствии под названием «радуга».
Здесь все не так страшно. Главное — взять хороший разгон, которого хватит на прохождение восходящей части фигуры, и помнить о том, что тело всегда должно быть перпендикулярно поверхности рейла (в случае радуги это говорит о том, что после прохождения верхней точки нужно немного наклониться вперед).
Итак, теперь основные фазы работы на фигурах не только разъяснены теоретически, но и снабжены практическими указаниями по исполнению в различных условиях. Все просто — заход (он), проезд (слайд) и сход (офф). Куда расти дальше? Конечно же, в сторону градусов. Градусов крутки, которую ты будешь делать на заходе, сходе, и даже во время проезда по рейлу. Начни с 270 офф. В зависимости от того, в какую сторону тебе удобнее крутиться и в какой стойке удобнее слайдить(гуфи или регуляр), тебе может оказаться удобнее сходить в 270 офф либо в 270 свич офф. Следующий шаг — 270 он (или 270 свич он, так же в зависимости от того, куда ты крутишь и как стоишь). Потом ты можешь захотеть сделать 450 на сходе или заходе. Или добавить 180 к своему слайду, или сделать 360 с внешнего кинка и продолжить скольжение по рейлу под восторженные крики зрителей. А может, ты придумаешь что-то свое... В любом случае, чтобы знать, как правильно называть то, что ты делаешь, прочитай этот краткий словарик начинающего джиббера.
Свич (switch) Он же фэки (fakie) — движение спиной вперед.
Аннэчурал (unnatural) Люди бывают разные. Одни правши, другие левши. Одни гуфи, другие регуляры. Одним удобнее крутиться влево, другим вправо. Так вот, аннэчурал — это крутка в «неудобную» сторону, либо слайд в «неудобной» стойке (например, левой ногой вперед для гуфи). Аннэчурал-трюки являются более сложными в исполнении и потому оцениваются выше. В настоящее время, например, наличие аннэчурал-трюков в арсенале райдера — один из основных критериев судейства в слоупстайле.
Свич ап (switchup) Смена стойки (точнее, любая крутка от 180 градусов и более) во время скольжения по рейлу. Простая смена стойки (разворот на 180 градусов) называется просто — «свич ап». Название более сложных круток (360 и, теоретически, более) состоят из градусности крутки и слова «свич ап» (например, «свич ап 360»).
Фронтсайд (frontside) Будем называть этим термином обычный прямой слайд с заходом на фигуру с ее торца или с «удобного» бока (когда при заходе поворачиваешься лицом к рейлу).
Бэксайд / липслайд (backside / lipslide) Заход на фигуру с «неудобного» бока, «через спину» (когда при заходе поворачиваешься спиной к рейлу).
Блайндсайд (blindside) В зависимости от контекста означает: при выполнении из свича крутки вообще и захода на рейл в частности, удобнее вращаться вокруг того плеча, через которое ты смотришь на фигуру. Или можно сказать наоборот — удобнее смотреть на фигуру через то плечо, вокруг которого собираешься вращаться. Так вот, блайндсайд — это когда вращаешься вокруг другого плеча.
Свич ап (крутку на рейле) можно выполнять в двух направлениях. Ты уже знаешь, что одно из них для тебя будет «своим» (нэчурал), а другое — «чужим» (аннэчурал). Но кроме этого, название крутки зависит от того, куда ты смотришь после первых 90 градусов. Так вот, блайндсайд — это когда ты вращаешься «через спину», то есть, после первых 90 градусов оказываешься спиной вперед. Крутка в противоположном направлении не имеет отдельного названия.
Дизастер (disaster) Заход на рейл с большого прыжка. Дизастер может выполняться с кикера, стоящего на большом расстоянии от рейла, либо с близкого кикера, но с пролетом через часть фигуры (классический пример — дизастер на кинковый флэт-даун, с пролетом над горизонтальным флэтом и приземлением на наклонный даун).
Олли / нолли (ollie / nollie) Олли — термин, перекочевавший в лыжи из скейтбординга — разумеется, через сноуборд. Это прыжок с использованием упругости лыжи (ее хвоста). Для выполнения олли нужно с помощью глубокой задней стойки прогнуть лыжи, выходя на хвосты и отрывая носы от склона, а затем выпрыгнуть вверх, используя толчок ногами и упругость согнутых лыж. Выход на хвосты, толчок и выпрыгивание должны быть единым, плавным, но при этом быстрым движением — как олли в скейте/сноуборде или баннихоп на бмх/мтб. Примерно та же самая история с нолли, только прыжок выполняется с помощью носа лыжи. В джиббинге с помощью олли можно запрыгивать на рейлы с относительно небольших кикеров и даже с плоскости.
Фифти-фифти (fifty-fifty, 50/50) Слайд на лыжах, направленных вдоль фигуры, а не развернутых поперек нее на 90 градусов. Также может выполняться на одной лыже.
Тэйлпресс / ноузпресс (tailpress / nosepress) Скольжение не на центральной части лыж, под грузовой площадкой, а на их хвостах / носах.
Баттер (butter) Вращение на плоских лыжах, без их отрыва от поверхности вращения. Баттер может выполняться на ровном склоне (как правило, в этом случае вращение идет на преимущественно загруженных носах или хвостах, и используется в комбинации с олли или нолли). Баттер также может выполняться на кикере, задавая при этом закрутку для прыжка. В контексте джиббинга баттер — это вращение на плоских лыжах во время слайда по широкому боксу.