Сегодня Саша Чижов делает лыжи, а раньше — делал фото. И то, и другое получается у него отлично. О лыжах, ньюскуле и фотографии с Сашей поговорила Александра Валаева.
Журнал: «SKI Стайл» № 18, 2009 год Текст: Александра Валаева Фото: Александр Чижов
Три года назад, когда наш журнал был еще в начале своего пути, Саша впервые пришел в редакцию. Много рассказывал, показывал фотографии. Мы опубликовали материал. В следующем номере — опять. И опять. Так раз за разом. Постепенно он открыл для нас мир московского ньюскула во всех его подробностях, мы стали ориентироваться в именах, событиях, тенденциях, достижениях. Без сомнения, Саша серьезно повлиял на развитие журнала, без него «SKI Стайл» был бы другим. Когда я говорю ему: ты хороший фотограф, лучший в российском ньюскуле, он не соглашается и в ответ называет имена тех, кто, по его мнению, круче.
Препираемся мы недолго. Для Саши хороший фотограф — тот, кто умеет хорошо снимать и умеет попасть в те места, где можно сделать красивый кадр. Для меня умение снимать — много существеннее, а еще важно, как человек решает дилемму: лыжи в тебе или ты в лыжах (по аналогии с искусством).Но хватит преамбул, перейдем к делу. И начнем с основного.
— Каковы особенности съемки ньюскула?
— Как и при фотографировании любого другого вида спорта, надо знать, что снимаешь. Например, когда снимаешь грэб, надо иметь в виду, что с некоторых ракурсов не видно, четко он взят или нет. Так же и четко выполненный трюк будет смотреться красиво с одного ракурса, и некрасиво — с другого. С опытом начинаешь понимать, откуда стоит фотографировать, а откуда нельзя.
— Однажды, глядя на снимок, ты сказал: ну кто так снимает хэндплант! А как надо?
— Смотря какую задачу решаешь. Если снимаешь для рекламы, то достаточно сделать крупный план: снег, рука. Пример — хэндплант Валеры Ноздрина в 15-м номере «SKI Стайла». Идеальный рекламный кадр. Но если подходить с точки зрения творчества, то одного хэндпланта мало, должна быть еще какая-то идея, какой-то интересный ракурс.
— Что обязательно должно быть в кадре, когда снимаешь трюк на трамплине?
— Считается, что должны быть видны точка отрыва и приземление. Но это глупость, все от задумки зависит. А вообще, снимать нужно, чтобы видна была амплитуда. Можно небольшую кочку сфотографировать так, что амплитуда будет казаться огромной. А можно громадный трамплин — так, что он будет выглядеть, как кочка.
— То есть ты допускаешь в съемке искажение реальности?
— В спортивной — допускаю. Иногда оно необходимо.
— С кем тебе больше всего нравится работать?
— Интересно работать с Ваней Олейниковым. Он трюки делает очень четко. То есть я могу уже не заморачиваться, в какой момент его снимать, потому что он исполняет трюк во всех фазах полета и долго держит грэб. Можно выбирать интересные ракурсы. С Ветошкиным и Фузеевым легко работать в том смысле, что даже если они просто катаются, не работая на камеру, а я просто фотографирую, то получаются нормальные снимки. Их раскадровки в последних номерах «SKI Стайла» сняты за одну сессию. Четыре раза они прыгали — и все четыре раза фотографии получились. А с каким-нибудь райдером день убьешь и кучу кадров потратишь, он так и не сделает нормально грэб. Когда это тянется долго, то и я начинаю косячить.
— Что тебе больше нравится снимать — джиб или прыжки?
— В нашей ситуации, учитывая возможности наших райдеров, — джиб, потому что в России мало кто выезжает в горы, чтобы снимать нормальные прыжки — бэккантри-фристайл, например. Но если брать идеальные условия, то трамплин интереснее. Хотя и с джибом можно красивую тему придумать.
— Интереснее в горах или парке, даже не спрашиваю...
— Конечно, горы во много раз красивее, чем любой парк. Но и в парке есть условия для необычной фотографии. Самое главное — это идея. Имея идею и возможность ее реализовать, хорошую фотографию можно сделать везде…
— То есть у тебя ведущая — идея?
— В последнее время да… С другой стороны, в бэккантри ничего не стоит запороть отличный кадр — например, неправильной композицией. Спортивная фотография — это репортажная фотография, а любая репортажная съемка интересна тем, что в ней композиция не статична, ее трудно выдержать и чаще всего она не получается. Но если получится — удача. В этом плане из репортажных фотографов мне очень нравится Анри Картье-Брессон, он композицией делает всё. Я фотографией-то серьезно стал заниматься после того, как увидел его снимки.
— Когда ты начал фотографировать лыжи? Три года назад, когда позвонил в журнал?
— Раньше. Я катался и довольно серьезно травмировал позвоночник. В полную силу кататься уже не мог, поэтому занялся фотографией. На тот момент мы раскручивали сайт, и нужны были качественные фотографии.
— Расскажи про сайт…
— Twintip мы сделали в 2002 или 2003 году. В то время на таких лыжах народу мало каталось, и сайт создавался, чтобы просто найти друзей-единомышленников. Всё, наверное, началось с «Вертикального мира». В нем появилась статья про ньюскул. Мы почитали, посмотрели, какие трюки люди делают, и решили этим заняться — до того катались на сноублейдах. Первый сайт был «на народе», назывался skinewschool.narod.ru. Делали вместе со Злодеем (Александр Злобин). Скоро мы разделили функции на сайте: Саша ушел в программирование, а я делал дизайн, вывешивал новости и фотографировал, даже видео снимал. Дальше к нам присоединился Сергей Жуйков…
— А когда ты впервые взял в руки фотоаппарат?
— В 1996 году, это всё от отца пошло. Он заядлый рыбак, и мы с ним всю среднюю часть России объездили. Там много красивых мест. Раньше в таких поездках я рисовал, а потом начал фотографировать. Природу до сих пор больше всего люблю снимать.
— Получается, тебе важно запечатлеть то, что видишь?
— Да, зафиксировать впечатление, запомнить.
— Фотограф, чтобы его работы были интересны кому-то еще, кроме него самого и близких, должен иметь особый, небанальный взгляд даже на обычные вещи. Такой взгляд вырабатывается или дается от рождения?
— И от рождения дается, и вырабатывается. Вот, например, дизайнер — может быть талантливым, а может быть — опытным. И случается иногда, что результат опытного дизайнера превосходит результат талантливого. То же и в фотографии, многое зависит от опыта.
— Фотографии сам учился? Или книжки читал, курсы заканчивал?
— Читал и продолжаю читать книжки, интересные статьи на форумах, рассматриваю фотографии других фотографов. Здесь что интересно и одновременно плохо. В дизайне на каждую программу есть куча литературы, можно прочитать и освоить. В фотографии много общих книг, но если взять конкретную съемку, например, портрет или пейзаж, то книжки не всегда дают стопроцентную информацию. Приходится дочитывать в интернете или спрашивать. В этом плане спортивная съемка очень помогает — когда выезжаешь на какие-то крупные соревнования, то общаешься с крутыми фотографами, смотришь, перенимаешь опыт и гораздо быстрее прогрессируешь.
— Что ты ценишь выше — крутую раскадровку или крутой одиночный кадр?
— Да мне и то, и другое нравится, если действительно круто. И для того, и для другого необходимо искать интересное место, строить композицию. Днем в лесу можно снять красиво и раскадровку, и одиночный кадр. А вечером против солнца, когда райдера приходится подсвечивать, раскадровку снять сложно. Одиночные кадры в этих условиях будут интереснее. Все зависит от конкретной ситуации.
— Для тебя вспышка и естественный свет равны?
— Всё зависит от задумки. Сначала — идея, а потом я ищу способ ее реализовать, со вспышкой или без вспышки. Это для меня главное. А так, конечно, естественный свет мне больше нравится. Но вспышками можно манипулировать и получать тот или иной результат. То есть их надо использовать как творческий элемент. Со светом надо работать.
— Есть ли у тебя темы или объекты, которые ты ни при каких условиях снимать не будешь?
— Я бы не хотел как папарацци снимать звезд. Не нравится корпоративная съемка. А свадьбы нравятся — это праздник.
— Есть любимые приемы в фотографии?
— Нет. Но есть любимые объективы — зум 24 − 70 мм / 2,8 и фикс 50 мм. Для себя чаще всего снимаю фиксом. На полноразмерную матрицу он отображает то, что видишь. Без искажения перспективы. Телевик «сплющивает» перспективу. Короткий фокус дает большое искажение. А на 50 мм объекты получаются более реальные.
— То есть здесь, в отличие от съемки лыж, ты за естественность? Стремишься, чтобы кадр был как можно ближе к реальности?
— Да. Мне очень не нравятся кадры природы, обработанные в фотошопе. И к вопросу, чего бы я никогда не сделал — не стал бы пририсовывать небо. В пейзажах мне нравится именно реализм. Просто надо уметь застать такие моменты природы, когда она показывает свои лучшие краски.
— А вообще, улучшать качество фотографий за счет компьютера — приемлемо?
— Конечно. Фотография — это творчество. Почему бы не пользоваться техническими преимуществами? Но во всем нужно знать меру.
— Ты кадрируешь свои фотографии?
— Конечно.
— То есть у тебя не всегда получается снять сразу точно?
— Сейчас удачная композиция получается чаще.
— На пленку тоже снимаешь?
— Да. Правда, у меня простенький фотоаппарат Canon 300v и «Зенит» 122.
— В каких случаях предпочитаешь пленку?
— Если брать цифру, то на ней снимаю 50% для работы и 50% для творчества. А пленка — это на 80% творчество. Я не достиг еще такого уровня, чтобы снимать коммерческие слайды.
— Но если оставить в стороне работу, какие задачи в творчестве ты решаешь на цифре, а какие — на пленке?
— В пленке нравится текстура, динамический диапазон, возможность экспериментировать с типом пленки, нравится, что над каждым кадром нужно думать. В пленке кадров мало, поэтому глупо снимать все подряд. Стандарт начинающих фотографов — снимать всё, что движется. В принципе, это правильно — набираешься опыта, быстрее учишься работать с техникой. Но по мере накопления опыта начинаешь понимать, что не все, что тебе кажется интересным и красивым, может превратиться в хороший кадр. С пленкой приходится больше работать, подбирать с расчетом на погоду или на нужный результат, потом ее еще нужно проявить и отсканировать, на что уходит время и средства. Она заставляет более строго подходить к отбору того, что снимать.
— Хорошо, вот ты сделал ворох снимков, часть оставляешь, остальные в корзину. По каким критериям отбираешь?
— Фотографию надо открыть через какое-то время. Если она по-прежнему кажется гармоничной, то значит — да, получилась.
— Ты говоришь, что главное в твоей работе — это идея. Ну а случайные фото получаются?
— Конечно. Но гораздо приятнее, когда получилась задуманная фотография. С другой стороны, случайная фотография получается не случайно. Когда ты снимаешь согласно идее, работает сознание. А случайная фотография появляется от работы подсознания. Это и твое видение мира, и твой опыт. Опытный фотограф способен сделать хорошую фотографию, не включая сознания.
— Дочь много фотографируешь?
— Да. При этом не люблю постановочных кадров. Фотографирую, как она растет, делает какие-то интересные вещи. Это репортажная съемка.
— Чего ты еще не фотографировал, но очень хотел бы?
— Сложно сказать. Хотелось бы поехать в экспедицию — куда-нибудь в горы, например, на Камчатку, и пофотографировать природу. Без лыжников. Лыжники на фоне красивой природы тоже хорошо смотрятся, но для души хочется просто природы.
— И наконец, без чего немыслимо твое увлечение фотографией?
— Без поддержки жены. Я начал заниматься фотографией благодаря ей. Она очень способствовала тому, чтобы эти мои занятия стали профессиональными. И наконец львиной доле того, что я умею, без нее я бы просто не научился.