Есть ли стиль в горных лыжах?

Если владение техникой может быть хорошим или плохим, то стиль всегда одинаково хорош и правилен.

Журнал: «SKI Горные лыжи» № 2, 2004 год
Текст: Игорь Санин

«Техника — заводское и ремесловое искусство, знание, умение; приемы работы и приложенье их к делу. Обиход, сноровка.

Стиль — в искусствах: пошиб, род, образ, вкус, манера».

Словарь В. Даля, 1860 г.


Во многих статьях о горных лыжах употребляются слова «техника» и «стиль». Но нигде не дается определение того, что именно авторы понимают под этими терминами. Ведь в горных лыжах не существует единого эталона: есть райдеры, карверы и слаломисты, появились новая школа и хафпайп, а параллельно живет своей жизнью телемарк. Лучшие спортсмены мира непрерывно совершенствуются, каждый год на склонах вспыхивают новые звезды и постепенно меркнут старые, появляются различные нюансы выполнения того или иного движения с максимальной эффективностью и учетом особенностей новых моделей снаряжения...

Мы предлагаем вашему вниманию заметки на тему техники и стиля в горных лыжах ни в коем случае не как материал, претендующий на истину в последней инстанции. Скорее — это повод для размышлений.

Техника — это все приемы, элементы и движения, которые необходимы для управления лыжами при спуске с горы. Достаточно распространено мнение о том, что существует некий идеал движений, которому нужно подражать и к которому всем необходимо стремиться. Это не совсем так. Принципиально важно, что каждый лыжник выполняет эти приемы и движения по-своему, приспосабливая их к особенностям своего телосложения, физической подготовке и условиям спуска. То, насколько близки выполняемые движения к эталону, приведенному в том или ином учебнике, не является признаком мастерства: по-видимому, вообще бессмысленно говорить о правильном или неправильном катании. Однако, если нельзя указать единственно правильный способ выполнения того или иного движения, то в большинстве случаев можно достаточно ясно определить, как его не следует выполнять.

Согласно другому распространенному заблуждению, уровень мастерства определяется количеством изученных технических приемов. Бесспорно, опытный лыжник обычно владеет большим числом приемов и элементов, чем начинающий, но главное — это его умение бессознательно выбрать то движение, которое наилучшим образом соответствует условиям спуска и задачам, стоящим перед ним в данный момент. Более того, можно быть техничным лыжником, зная, например, единственный способ поворота, но умея выполнять его из любого положения и на любом склоне.

Некоторые лыжники стараются подражать движениям участников крупных соревнований, транслируемых по телевидению. Это еще одно заблуждение, поскольку техника спортсменов, направленная на кратковременное выжимание скорости, не только гораздо беднее любительской, но и вообще не особенно пригодна для продолжительного свободного катания. Кроме того, многие движения, выполняемые участниками соревнований, не имеют никакого смысла вне спортивной трассы, размеченной разноцветными флагами.

Справедливости ради следует отметить, что некоторые приемы, еще несколько десятилетий назад считавшиеся исключительной прерогативой спортсменов (например, резаное ведение — карвинг), сегодня широко используются любителями, хотя и в несколько измененном виде.

В некоторых современных изданиях классическая техника противопоставляется карвинговой, как более современной. Это неверно, поскольку горные лыжи предоставляют множество способов катания, и карвинг — лишь один из них. Этот прием был известен и использовался еще в 1950-е. Чем ближе форма лыж к классической, тем проще они входят в классический поворот и тем сложнее — в резаный. Наоборот, на сильно «приталенных» лыжах (радиус 10-15 м) резаный поворот выполняется достаточно легко, выполнение же «классического» поворота с проскальзыванием может вызвать затруднения.

Кстати, эта закономерность определяет и спрос на разные модели: так, лыжники старшего поколения, катающиеся 30-40 лет и привыкшие к классической технике, во многих случаях предпочитают лыжи с радиусом бокового выреза 40-50 м, а молодежь, не имеющая большого опыта, но стремящаяся к активности и движению, выбирает карвинговые модели с радиусом 11-17 м. Наконец, техничные лыжники часто обращаются к универсальным «промежуточным» моделям с радиусом бокового выреза порядка 18-25 м, позволяющим кататься с использованием как резаного ведения, так и классического бокового проскальзывания.

Другими словами, между классической и карвинговой техникой существует такое же различие, как, например, между автомобилем и мотоциклом: первый обеспечивает комфорт на скорости, второй — активность и маневренность. Наверное, не вызовет возражений предположение, что шоссейный байк или кроссовый мотоцикл предназначены в основном для азартной агрессивной молодежи, а вальяжный седан с автоматической коробкой передач — для солидных и исполненных достоинства взрослых.

Вообще говоря, опытный и техничный лыжник может кататься на любом типе лыж, применяя как классические (с использованием бокового проскальзывания), так и карвинговые (основанные на резаном ведении) приемы, но для достижения такой квалификации необходимо не менее 8-10 лет. Освоить же только классическую или только карвинговую технику можно быстрее: классическую — за 4-5 лет, карвинговую — за 2-3 года. При этом следует помнить, что чистая карвинговая техника весьма бедна и однообразна.

Наряду с классической и карвинговой техникой встречаются также понятия «жесткой» и «мягкой» техники. Как правило, жесткой техникой называют приемы управления лыжами, предусматривающие противоборство со склоном или, по крайней мере, независимость движений лыжника от рельефа и крутизны. Наоборот, мягкая техника предусматривает взаимодействие с горой, выбор приемов, наилучшим образом соответствующих рельефу склона и состоянию снега.

Жесткая техника подходит активным лыжникам, особенно катающимся на карвинговых лыжах, мягкая — спокойным по характеру или любителям скоростного катания. Если обратиться к горнолыжному спорту, то жесткая техника используется в могуле, специальном слаломе и, отчасти, в слаломе-гиганте, а мягкая — в скоростном спуске и супергиганте.

Кроме того, техника может быть активной и пассивной, как и любое движение, само по себе, может быть активным или пассивным. Если, например, находясь в высокой стойке, лыжник расслабляет ноги, то они сгибаются под тяжестью его тела, в результате центр тяжести опускается, и стойка из высокой превращается в низкую.

Это пассивное движение, происходящее в основном под действием внешних сил (в данном случае — силы тяжести). Но тот же лыжник может с усилием подтянуть ноги вверх, в результате его центр тяжести не опустится, но лыжи приподнимутся в воздух. Это активное движение, выполняемое специальным усилием мышц и направленное против внешних сил (той же силы тяжести). Оба рассмотренных движения — как пассивное, так и активное — приводят к одной и той же позе, однако в результате пассивного движения лыжник сохраняет опору на поверхность снега, активное же приподнимает его в воздух. При катании на карвинговых лыжах преимущественно используются активные приемы, на классических — как активные, так и пассивные.

Теперь о стиле любительского катания. Понятия техники и стиля тесно связаны, но не равнозначны: если техника спуска определяется правильным выбором приемов и способов их исполнения, то стиль — это общая манера, или, если хотите, настрой спуска. Если владение техникой может быть хорошим или плохим, то стиль всегда одинаково хорош и правилен.

Часто под стилем катания подразумевают наиболее характерные для того или иного лыжника технические приемы, говорят, например, о стиле «авальман» или стиле «годиль», однако это неверно, поскольку опытный лыжник, владеющий десятками приемов, применяет их сообразно меняющимся условиям спуска, иногда — в самых неожиданных сочетаниях.

Стиль катания, как и техника, может быть пассивным или активным, крайне активный стиль обычно называют агрессивным. Активный стиль не обязательно предусматривает использование активной техники (или наоборот). Разница между стилями кроется не в движениях, как таковых, а в их сопряжении.

Выполняя любое действие, человек (независимо от того, едет ли он на лыжах или сидит в кресле) сталкивается с явлениями отдачи и инерции. Так, при резком взмахе рукой или ногой остальные части тела под действием отдачи смещаются в противоположном направлении, а при резкой остановке — начинают двигаться по инерции, как бы продолжая взмах. При пассивном стиле с отдачей не борются, а инерцию тела используют для плавного сопряжения движений, которые в результате начинают «перетекать» одно в другое (танцоры называют это пластикой). Активный стиль предусматривает использование опережающих активных движений, отдача от которых компенсирует инерцию.

Рассмотрим простое упражнение — шаг в сторону (рисунки на фото). В исходном положении вес тела равномерно распределен на две ноги.

При пассивном исполнении отдача при подъеме ноги заставляет все тело слегка сместиться в противоположную сторону, затем следует собственно перешагивание. После переноса веса на другую ногу корпус продолжает двигаться по инерции и дополнительно смещается в направлении сделанного шага, при подъеме свободной ноги это смещение еще более увеличивается за счет отдачи. Далее, при приставлении этой ноги все тело смещается в обратном направлении. Таким образом, при пассивном выполнении имеются лишние горизонтальные перемещения тела, тем большие, чем быстрее и резче делается движение.

При активном исполнении для компенсации отдачи используется опережающий наклон в сторону шага — в начале движения тело выходит из равновесия и фактически начинает падать вбок. Инерция бокового движения корпуса компенсирует отдачу при подъеме ноги и перешагивании, а затем — и при приставлении свободной ноги. В результате, при активном исполнении движения отсутствуют лишние горизонтальные перемещения тела, однако все элементы должны выполняться быстро и в строго определенные моменты времени — в противном случае спортсмен потеряет равновесие и, возможно, упадет.

Пассивный стиль менее утомителен и обеспечивает мягкое комфортное катание на любом склоне и сколь угодно высокой скорости, но в то же время этот стиль мало приспособлен для быстрых маневров (например, при встрече с неожиданным препятствием на незнакомом склоне). При катании на карвинговых лыжах пассивный стиль менее удобен и в некоторых случаях даже может представлять определенную опасность. Активный стиль, наоборот, обеспечивает резкое изменение траектории спуска и связан с ощущением борьбы, однако утомителен и менее комфортен, особенно — на высокой скорости. Кроме того, пожилые, физически слабые или просто уставшие лыжники могут оказаться не в состоянии выполнять опережающие движения в темпе, необходимом для компенсации отдачи.

Мы часто говорим о лыжниках, предпочитающих то или иное «катание». По сути дела, речь идет также о стиле, но понимаемом в еще более широком смысле. Так, можно выделить следующие условные стили:

спортивный — резкое активное катание с использованием спортивных технических приемов, участие в любительских соревнованиях по специальному слалому

активный — резкое активное катание по средним и крутым склонам с короткими быстрыми маневрами

скоростной — катание на высокой скорости с использованием приемов слалома-гиганта, отчасти — скоростного спуска; в западных изданиях такое катание иногда называют «стиль джет»

комфортный — расслабленное скольжение по мягким пологим склонам с длинными и плавными поворотами, напоминающими катание на доске по волнам (серфинг), в западных изданиях — «стиль серф».

Как правило, опытные лыжники могут кататься любым из перечисленных способов, выбирая тот, который лучше всего соответствует их настроению. В то же время, многие люди, только начинающие осваивать технику катания, уже на начальных этапах обучения тяготеют к тому или иному стилю, отвергая остальные.

Есть и иные понятия стиля, правда, уже не относящиеся к горным лыжам, как таковым. Например, среди молодежи Европы постепенно распространяется течение, возникшее на Западе в 1980-е — «ретро-ски». Сторонники этого движения катаются на очень длинных (иногда — на подлинных старинных) лыжах с пружинными и ременными креплениями, используют телемарк и плуг, соответственно одеваются. Стиль «ретро-ски» популярен, например, в Финляндии, финских лыжников ретро, катающихся с длинными шестами вместо палок, иногда можно встретить и в Кировске.

Можно упомянуть также понятия альпийского, французского, скандинавского и других подобных «стилей», популярных в молодежной среде — подражание поведению, одежде и традициям жителей того или иного региона. Например, сторонники альпийского стиля пьют много пива, очень громко смеются, поют по-тирольски, иногда даже изучают древний ретороманский язык, а скандинавского — стараются быть невозмутимыми, носят грубые свитера с орнаментом, отращивают бороды (девушки заплетают косы) и т. д.

Отечественный лыжный эксперт М. Гусев предложил понятия жесткого и мягкого стилей (не путать с жесткой и мягкой техникой!). Жесткий стиль — это немолодые и исполненные собственного достоинства асы, «для которых лыжи — это дух, философия, то, что заменяет им счастье». Наоборот, мягкий стиль — это молодежная тусовка, где катаются только на «твинтипах», «тащатся от чистой дуги и визжат при приземлениях с бигэйра, где все расслаблены, все пьют пиво и в открытую целуются (а также, по-видимому, «выбирают Pepsi» и «делают Dew»).

Американские производители лыж почему-то считают распространение карвинговых лыж и неразрывно связанного с ними мягкого стиля свидетельством торжества американского духа. В рекламном проспекте известной фирмы было, например, написано следующее: «Отныне нет таких понятий, как техника или техническое мастерство, столь любимых старушкой Европой. Теперь каждый человек, надевший лыжи, может скользить так, как ему хочется! Это достойный ответ американцев нового поколения!».

Издание: «SKI Горные лыжи»

Годы: 2004