Вторым русским брендом сноубордов (после Gromel) стал D.Black, или Double Black, который делали в Крылатском. Историю его создания и заката рассказывает Алексей «Дизайнер» Савичев, комментирует Алексей Хохлов.
Издание: Doskimag.ru Автор: Алексей «Дизайнер» Савичев
… В то время, когда Gromel прекратил свое существование, Радик Самирханов вместе с Мишей Грищенко (Средний) начали делать первые кастомные доски для виндсерфинга на дебаркадере в Строгино, в детском яхт-клубе. Они столкнулись с проблемой — доски нужно было продавать с дизайном. Летом я стал работать вместе с ними на дебаркадере: разрабатывал дизайн для серфов и сам их раскрашивал. Первый дизайн был индустриальный, в стиле техно-пауэр: человек с шестеренкой очень запомнился.
Лето заканчивалось. Нужно было думать о том, чтобы начинать делать сноуборды. Мы с братом замахнулись широко, хотели сами и делать доски, и испытывать их, тем более, что такой опыт у нас уже имелся.
Нужно было собрать оборудование, прессы, сушки, закупить на фабрике сырье, сразу в достаточном объеме, чтобы все было не по-сиротски.
Тут я понял, что одному это дело не потянуть, даже в плане организации, и предложил Радику объединиться. Он согласился. В деревообработке самое главное — подготовка хороших клиньев, это требует сухого и теплого помещения со стабильной влажностью.
Стали искать с братом помещение. Вначале у нас был явный гигантизм — собирались снять очень большую площадь на Юго-Западе, сейчас там целый Audi-сервис. Но там пришлось бы сильно вкладываться в ремонт. В результате нашли место (помог Виталик Азаров) в Центральном радиоклубе.
Детали для пресса заказывали на заводе. Радик делал чертежи. Собирали и варили прессы втроем, Радик, брат и я. Работали с 9 до 24, сейчас в это верится с трудом. За время существования D.Black с нами работали Михаил Князев, Андрей Лавров (Перестрелка), Андрей Волчков (Кирпич), Миша Ксенофонтов (Диджей), Андрей Лазарев (Андреич). Очень сильно помогали Никита Маршунок, Вайт.
Откуда пришло название? Однажды в Кировске после катального дня мы сидели в гостинице и листали журнал «SKI Горные лыжи», статью про Австрию. Тогда это казалось так недоступно — из другой жизни... Автор описывал трассы — красные, синие, черные... Там упоминалась суперсложная трасса — Double Black. Тут меня осенило: «Вот так и будут называться наши доски — на них можно будет ходить по самым сложным трассам».
Сначала наши сноуборды покупали друзья, друзья друзей, знакомые. Постепенно о нас стали узнавать в Питере, Красноярске, в регионах.
Дело в том, что в то время в страну везли в основном хлам. И фирменные доски, которые покупались за достаточно большие по тем временам деньги, оказывались либо с пенонаполнителем, либо с деревянным сердечником посередине, но с пенными, без дерева, краями. Такие доски не могли служить долго, они быстро погибали и от влаги и от встречи с базальтовыми породами в горах.
Первые доски мы делали асимметрики, слаломные. Через год начали выпускать универсальные доски для фрирайда — и под мягкий, и под жесткий крепеж. Позднее, когда пошла фристайловая тема, все больше людей хотели прыгать, мы сделали доски twin tip под мягкий крепеж.
Наши доски стоили недешево – от $160 до $220. То есть по цене они были, как дешевые привозные, но намного дешевле, чем фирменные доски того же качества. Крепления стоили от $50 (жесткие) до $100 (мягкие).
Скользяки у нас были супер. В Мукачеве (тогда там производили Fisher) мы покупали скользяк, который шел на самые крутые горные лыжи. Склеивали его вдоль, а так как он был уже с рисунком, на сноуборде получался очень интересный дизайн. Канты для сноуборда брали там же, в Мукачеве. Верхнего дизайна было пять основных вариантов и еще индивидуальные.
Жесткие крепления, пар по 50, заказывали на заводе, там же, где делали «Буран». Мягкий крепеж покупали с ремнями. То есть мы выдавали полный комплект.
Дело потихоньку пошло. В сезон делали досок 50-70. За все время, пока существовал D.Black (5 лет — с 1993-го по 1997-й), мы сделали более 200 досок.
Постепенно все стало подходить к концу. И не потому что доски были не нужны — они крепкие, на них до сих пор катаются. Мы просто устали и физически, и морально: были повязаны производством, ежемесячной арендой, которую нельзя было задержать или перенести (товар, между тем, был сезонный — серф и сноуборд).
Самое главное, что D.Black появился и рос вместе с досочным движением. Он вышел из той же квартиры, что и RFA (Russian Funboarding Association). Никита Маршунок, Кирилл Щеглов, Дима Знаменский, я, Радик, Юран Юрашов и другие — мы мечтали о том, как всё будет развиваться. И каждый что-то сделал для этого, хотя и шел своим путем. Никита мечтал проводить соревнования на Казантипе. Он это сделал, создал RFA. D.Black участвовал во всех акциях в Москве, на Казантипе, в горах.
Тогда была одна тусовка, все катались на разных досках, и никто бы не подумал делить людей на мягких и жестких в зависимости от доски и креплений. Мне кажется, все это надуманно, и от этого надо избавляться. Думаю, дальнейшее развитие будет идти по такому пути, что человек захочет уметь все. Есть жесткий склон — взял жесткую доску и получай удовольствие, мягкий снежок — бери мягонькую, подпрыгивай и переворачивайся кверху ногами.
Комментирует Алексей Хохлов.
D.Black был совершенно разным для всех его участников — он был чем-то похож на пирамиду МММ. Мы с Дизайнером были очарованы сноубордом, и в то время он сумел продать эту мечту многим людям.
В двух словах, D.Black был весьма привлекателен как проект для людей извне, а внутри это было объединение талантливых эгоистов с душевными расстройствами. Я считаю, что Грош с Мельниковым были первыми людьми, сумевшими очаровать огромное количество подростков, а мы с Дизайнером и еще большим количеством участников завершили этот процесс (хотя мне попадались видео о новых русских ребятах, делающих сноуборды).