Андрей Пирумов: главное — не тормозить!

Андрей Пирумов: «Основной момент в сноуборд-фотографии, без которого невозможен успех, — не тормозить!».

Журнал: «Доски» № 32, 2005 год
Текст: Георгий Стеценко

Пирумов — один из тех немногих, кто сделал сноуборд-фотографию своей профессией. Так уж случилось, что с его именем связаны многие изменения в сноуборд-индустрии. Он был первым, кто пошел на Запад, снимать, учиться тонкостям мастерства у состоявшихся фотографов, знакомиться с райдерами и вникать во всю кухню сноубординга. Его коммуникабельность, свободный английский и стремление влиться в культуру сноубординга, привели к тому, что его опыт оказался бесценным для российских профильных журналов. В них начали появляться материалы о соревнованиях в Европе и Америке, профайлы западных райдеров, работы европейских сноуборд фотографов, без чего сейчас уже невозможно себе представить ни один нормальный журнал.

Фотографии наших райдеров с его легкой руки стали появляться в европейских журналах. И процесс пошел. Наших райдеров узнали на Западе, сначала приглашали на соревнования и в летние лагеря, а затем уже на фотосессии в качестве полноправных представителей интернациональных команд.

— Опиши свои эмоции по поводу первых опубликованных фотографий?

— У меня то ли не было эмоций, то ли я их уже не помню. Скорее всего, их просто не было вообще. Когда мои работы, не важно — целые проекты или отдельные фотографии — выходят в свет, мне становится неинтересно, я сразу забываю об этом и перехожу к чему-то новому. Все, что сделано, как будто уже не имеет значения, неактуально. При этом я все равно очень горжусь достигнутым, но устремлен к будущим проектам и поездкам.

— А что тогда вызывает наиболее сильные эмоции в твоей работе?

— Это лучшие дни сноубординга! Это может быть один день летом, один день зимой или пара дней весной. Запоминается именно весь день. Ты встал с утра, идешь на гору, долго ищешь место, находишь его, все время смотришь, не подводит ли погода. Строишь трамплин, а вокруг — тишина, ощущение полного выпадения из повседневности — это то, что всегда поражает меня в горах. Потом катание и съемка. Если у тебя с этими райдерами что-то получилось, то уже на этом этапе понимаешь — снял что-то интересное.

— Получается, процесс тебе важнее результата?

— По крайней мере, равносилен результату. Если бы не был так важен процесс — сноуборд-фотография не стала бы столь особенным занятием.

— Это все касается только сноуборд-фотографии. А с фотографией в целом у тебя так же происходит?

— Дело в том, что я не могу назвать себя фотографом в широком понимании этого слова, потому что я большую часть года снимаю сноубординг. Хотя мои фотографии публикуют в коммерческих изданиях с параллельными темами — типа трэвел-стори в «ГЕО», «Афиша-Мир» или «Плейбой».

— То есть если ты решишь стать фотографом «с большой буквы», то, видимо, тебе придется пожертвовать каким-то объемом сноубординга — и в том числе перестать быть организатором, промоутером?

— Пока мне не хотелось бы от этого отказываться, просто потребуется довольно длительное время, чтобы состояться и там, и там. Я читал биографии разных людей и могу сказать, что человек может быть талантливым в разных областях. Сэмюэль Беккет, например, кроме того, что он великий писатель, еще состоялся и как боксер. И есть множество подобных примеров. Конечно, распыляться сложно, но если держаться только самых любимых дел, то успех — это лишь вопрос твоей работоспособности.

— А можно ли сказать, что ты пластинки крутишь тоже с целью стать лучшим и более разносторонним сноуборд-фотографом?

— В какой-то мере — да... Но вообще, пластинки я играю не с какой-то целью. Просто я вырос в семье, где музыка была очень важным фактором жизни, домашнего пространства — как хочешь назови... Отец серьезно коллекционировал джаз, и для меня слушать музыку, увлекаться ею абсолютно естественно.

— А хороший фотограф получает что-то от хорошего диджея, когда это одно лицо?

— Однозначно — это все развивает творческие навыки. Когда ты играешь хип-хоп, самое главное — НЕ ТОРМОЗИТЬ! Тебе нужно быстро менять пластинки, быстро подстраиваться под толпу, понять, в каком стиле играть, постоянно контролировать ситуацию. Это учит определенной собранности и организации. Также и в сноуборд-фотографии. Основной момент, без которого невозможен успех, — НЕ ТОРМОЗИТЬ! Хорошее освещение в горах, как правило, приходит и уходит довольно быстро. Райдер может сделать трюк с первого раза ии больше не приземлить ни одного и так далее.

— Каким ты видишь идеальный журнал?

— Прежде всего, это не просто фото, но и информационный журнал. Если говорить о «Досках», то там должен быть и арт, и фрирайд, и репортажи с соревнований, а в целом это должен получиться кор-Журнал. «Доски» — журнал с историей, он будет развиваться и дальше на пути к идеалу.

— Какие журналы — из тех, с которыми ты работал, наиболее близкий твоим представлениям об идеале?

— Я об этом вопросе еще не задумывался серьезно... Работа с «Плейбоями», «Афишами» — это коммерция, потому что эти издания принципиально по-иному платят за работу фотографов, чем наши «профильные» издания. Хотя мне, в принципе, работать с ними не очень интересно. Если бы я мог позволить себе полностью сконцентрироваться на сноубординге, я бы с удовольствием это делал.

Идеальный журнал для меня — это кор-журнал, который развивает культуру и при этом не боится экспериментировать, не очень сильно попадает под коммерческий интерес.

— Давай скажи что-нибудь хорошее про русских сноуборд-фотографов!

— Когда я занялся фотографией, то понял, насколько это сложно, особенно в России! Виталик Михайлов — это просто машина, которая много лет работает на сноубординг. Какие-то его проекты более удачны, какие-то — менее, суть не в этом! Они в любом случае сильные и заслуживают уважения!

Сейчас проблема в другом — мне, Виталику и еще нескольким фотографам, снимающим сноуборд, не объять всего, нужны молодые таланты, новые фотографы. Новые люди, которые будут через какое-то время снимать лучше нас! И этого я жду!

— Ты думаешь, райдеров на всех хватит?

— Однозначно... Так ведь не фотографы появляются, когда есть райдеры, а наоборот, райдеры появляются тогда, когда есть фотографы. В этом вся фишка.

— Технический вопрос: цифровая или аналоговая фотография? Актуальная тема в связи с триумфальным шествием цифровых камер…

— Советую всем не забывать о своих аналоговых камерах. Потому что это основа, тем более, сейчас подобные камеры дешево стоят. В правильной экспозиции они дают ничуть не худший результат, чем цифровые камеры самого высокого уровня. По моему опыту, хорошо снятый слайд может очень сильно тянуться, и у него есть большой запас по глубине цвета.

У меня в рюкзаке постоянно с собой 2 камеры — аналоговая и цифровая. Пленочная камера может идти как основная для пейзажей, портретов. Более того, меня сейчас интересуют художественные форматы (6х6, 6х7). Сноубордический фотограф высокого класса должен уметь работать и со студийным светом, и с выносным, и на снегу, и в джунглях.

— Иногда говорят, что ты мало снимаешь русских райдеров, а много зарубежных.

— Отчасти это правда, я мало снимаю русских райдеров, и в этом году буду снимать больше. Просто раньше мне нужно было учиться — и я учился в работе с фирменными райдерами, смотрел, как работают фирменные фотографы, задавал им вопросы, учился организации группы. А сейчас чувствую, что готов приложить все усилия для дальнейшего развития российского сноубординга.

Автор: Георгий Стеценко

Издание: «Доски»

Годы: 2005

Люди: Виталий Михайлов