По следу White Label

Откуда взялось прозвище «Масик», когда Андрей Москвин начал улыбаться во время съемок и чем закончился мальчишник Кости Забары (спойлер: драка была). Интервью у Максима Ляменкова для журнала Onboard взяла Даша Стеценко.

Журнал: Onboard № 6/34, 2008 год
Текст: Дарья Стеценко
Фото: Дарья Стеценко, Виталий Михайлов

Максим Ляменков, идеолог и первая камера White Label, беседует с Дарьей Стеценко о Кировске, Карпатах, Турции, Финляндии, Москве, Питере, пьянстве, рельсах, талантах Константина Кокорева и мальчишнике Константина Забары, источниках вдохновения, травмах, альтернативной истории, личных способах снимать стресс и других аспектах истории создания фильма «След души».

— Расскажи о концепции фильма…

— С самого начала мы понимали, что, поскольку топ-райдеров таких как, Коко, Челси, Москвин, в фильме будет не очень много, акцент нужно делать не только на съемку трюков, но и на красивые места для катания. Фильм разбит на сегменты по этим местам: Турция, Карпаты. Кировск и партии джиббинга в Москве, Питере и Финляндии. Все собрано так, чтобы показать: сноубординг — это море позитива, эмоций и впечатлений.

— Какова была полная география съемок?

— Сначала мы хотели ехать в Карпаты, но там оказалось, плохо с погодой, и за сутки было принято решение поехать в Турцию. Причем нам очень повезло — позвонили в контору и сказали, что нужны билеты, уехать хотим. На дворе — второе января, то есть Новый год продолжался у людей, и тут нам отвечают, что путевка есть, стоит 1000$ на неделю.

Дальше, пока едем в турагентство, у них кончаются обратные билеты, и, благодаря этому, за 1000$ мы получаем две недели. Так нам подфартило. Хотя Коля Бобырь — питерский райдер он — в Турции вообще обломался: на третий или четвертый день надорвал связку в колене; но зато оставшиеся полторы недели с удовольствием посещал дискотеку, шведский стол и загорал на солнышке.

Снега получилось меньше, чем в прошлом году. но, в общем, поездка стала удачной. План немного изменился, и мы отсняли не все, что хотели, но были интересные моменты, например, мне понравилось, когда Коко с Челси решили сделать проездик по стеночке, и Юра поехал просто с адского похмелья. Костя проезжает, пытается сделать powder turn и подрезает небольшую лавину. Соответственно, пьяный Челси просто не понимает, что происходит: там такой перегиб — этот кадр есть и в тизере, и в видео — он с перегиба делает олли, приземляется на маленький пласт, уезжающий вниз, с него спрыгивает уже на нормальную плоскую часть, при этом Коко делает дугу над ним, потому что скорость у него больше, пускает второй пласт небольшой и снова уезжает. Но он-то видит — стенка небольшая, лавинка маленькая, и понимает, что, в принципе, уже давно там все спокойно, а Челси за ним летит и орет. Зато протрезвел вмиг и приехал уже бодренький, трезвенький, как надо.

Поснимали всякие замуты интересные — когда снег совсем кончился, спустились вниз и нашли детскую площадку прикольную — там были прыжки через качели, Коко по сортиру, который там стоял, прыгал. Тит, правда, обломался — в очередной раз плечом рухнул.

В феврале мы ездили в Карпаты — там тоже было неплохо, но снега, опять же, меньше, чем в прошлый раз. Затем был период съемок в Москве, так как обломалась часть поездок в связи с отсутствием бюджета. Потом Кокорев с ребятами отснялись в Питере и сделали два выезда в Финляндию именно на джиббинг.

— Кто у вас еще оператор?

— Томаш, иногда Коко еще снимает. Максим Томаш ездит, в основном, вторым оператором, или мы с ним делимся — где-то он снимает, где-то я. Что касается уличного джиббинга — иногда снимает Коко, он видит картинку. То, что снято в Финляндии — его шоты. У нас там никого не было, потому что на тот момент бюджет был уже частично ограничен, и не имело смысла ехать туда мне, я другими делами занимался. Кокорев сам выбирал ракурс, ставил камеру, я ему только объяснил, как все настраивается.

— Низкобюджетный проект… А чем снимаете?

— Две камеры — Panasonic 50-кадровый (HD) и Sony стандартная HDV.

— Ты считаешь свой проект интересным, учитывая, что уровень райдеров в нем далеко не самый высокий?

— Да. потому что в России не все мегарайдеры. Люди по-простому видео смотрят: «О, да это же мой друг! И как он поднял уровень». Им это тоже интересно, у нас много людей в видео снимается. В этом году человек пятнадцать, в прошлом было больше, правда. В видео вошли шоты райдеров, которых вообще не было в планах, но они сняли пару-тройку замутов в Кировске. например, Колян Биланин с Копчиком (Дмитрий Кольцов). Сейчас мы смотрим новых райдеров на следующий год.

— Какая у нас вообще ситуация с райдерами, на твой взгляд?

— В Москве-Питере просто все ушли больше в джиббинг, причем в парковый, а-ля Homeplace Park Челси и Конышева. А на периферии, где я, собственно говоря, сейчас ищу новых райдеров — в Мурманске, Новосибирске, — там ребята прогрессируют, потому что у них парки есть. И в Питере же, в принципе, те, кто прыгают, тоже прогрессируют.

В Москве стопор, потому что у нас негде прыгать. Все курорты ориентированы на лыжников — нет даже хотя бы одного трамплинчика хорошего. Ведь считается, у сноубордистов денег меньше — он прыгнул, сбоку поднялся, прыгнул-поднялся — и склон теряет место, получается более забитая трасса. А так у них нет трамплинов, и катаются все — лыжники и т. д. — кто едет полный склон сверху донизу и, соответственно, поднимаются каждый раз за деньги. Не будут же они по полтора километра пешком десять раз ходить. Поэтому трамплины мало кому интересны.

— Расскажи поподробнее про съемки в Кировске…

— Мы приехали в Кировск вдвоем с Москвиным за несколько дней до лагеря, потому что я еще параллельно снимал сам лагерь. Разместились у новосибирцев, которые там угорали уже не одну неделю, насколько я помню. В первый день мы отсняли один трамплин, на второй — еще один, хороший, плюс к нам присоединились ребята из Новосиба: Торпеда (Илья Иванов) и Гриша Кожевников. И уже к началу лагеря, когда народ стал собираться, в Кировске пропала погода. Серое небо, туман, все грустно. Тогда мы отправились в город и отсняли около пяти спотов — воллрайды по балконам, снегоотбойным стенам и перилки. После чего снова вышло солнышко ненадолго, и мы запечатлели еще один трамплин с Москвиным, а с ребятами — минитрамплинчики фановые. Вечером было интересно поснимать замут Копчика с Биланом — квотерпайп.

— Где тебе больше всего понравилось?

— Наверное, в Турции. Мне понравилось, как мы поработали, да и место хорошее. Кировск тоже, потому что мне очень симпатизирует с Андрюхой работать. Это единственная поездка, куда мы с ним выбрались вместе — до этого он был с Паштетом, и не оставалось времени. Карпаты более-менее вышли в этом году, опять же, мы не попали с погодой — получилось буквально два солнечных дня. Снег был, но из-за сильной пурги его постоянно задувало, Обидно, что Камчатка у нас не вышла, потому что там ребята ждали. что мы приедем поснимать — Костик Бережевский и остальные, они надеялись, и все шло к тому, что мы приедем. Но в последний момент нас обломали. Просто физически не хватало бюджета, чтобы исполнить хотя бы половину того, что мы хотели сделать,

Единственный курьез, который меня вынес немного морально, случился в Турции, когда я травму получил. Я ехал на спот вниз к детской площадке, разогнался и чувствую — что-то не то, контроля нет над доской, а там наст. Не понимая, в чем дело, я поворачиваю голову к ногам и вижу, что винт, который держит задний ремень и сам задник, вылетает. На скорости у меня выскакивает нога, а сзади висят камера и штатив. Чтобы не упасть на это добро, я чуть-чуть разворачиваю тело и убираюсь.

Начинает болеть нога, приезжаю на спот, снимаю, потом говорю ребятам: «Слушайте, что-то я не могу, меня контузит». Уехал в номер, прилег отдохнуть, встал только через день, и то с трудом. Меня отвезли в больницу, сделали снимок, и оказалось, что это было защемление позвоночного диска. Ногу не чувствовал пару дней, а пальцы на ноге не чувствовал почти месяц, Просто крепления были не але.

— Какие моменты за время съемок ты можешь назвать самыми интересными?

— В Карпатах очень смешной момент был. Мы половину съемок проводим с рельсами. И вот, приезжаем с ними, поднимаемся наверх, все нормально, думаем — сейчас поедем снимать. И тут прилетает адская туча, начинается метель, пурга, ничего не видно, а что же с рельсами-то? Вниз их спускать было вообще нереально! Смотрим — стоит три столба. А я вообще забыл, что там их куча. Ребята предлагают закопать у столба рельсы, а сутра откопать. Посчитали там откуда-то — «раз, два, три, пятый столб» — и все. С утра выходим — солнце, надо идти снимать. Поднимаемся наверх, а там этих столбов штук 200! И где находятся рельсы, я понятия не имею! Так и не откопали, отсняли весь день без них, но очень хорошо все получилось, просто не так, как задумано было, чуть по-другому.

А потом я, Томаш, Бабенко в течение трех часов как солдаты рыли огромную траншею, и уже просто плюнув на все это дело, уходя, воткнув лопату, услышали железный звук — и нашли рельсы! Их было бы очень обидно потерять… Везти в Карпаты, поезд, геморрой, объяснять проводнику, для чего нам нужна с собой железная лестница, было, порой, очень сложно. Мы большую часть спотов снимали с рельсами, потому что это придает картинке более интересный вид. Даже в Москве не везде же красивые места, очень много убитых, непонятных, а с передачей движения все меняется.

— Что еще из оборудования вы используете для съемок?

— Мы купили хороший свет — не желтый «строительный», а белый, на газовых лампах. Причем он менее мощный — 150 Вт, а светит в пять раз ярче, чем простой желтый. И плюс картинка намного красивее получается именно из-за белого цвета. Даже когда цветокоррекцию делаешь, на желтом все равно чуть-чуть другой цвет получается. Плюс у Panasonic, в отличие от простых камер, черный — это черный, а белый — это белый.

— Какие у тебя впечатления о райдерах, с которыми вы работали?

— Молодые райдеры из тусовки 35 spot подняли свой уровень, их кривые 50-50 перешли уже в хорошие борделайды, появилось качество и стиль. Костян в этом году прикололся по 50-50, очень длинным и замороченным, со сходами на 360, интересные спотики выбирал.

— Что-нибудь поменялось в твоем взгляде?

— Если раньше я снимал с точки зрения — «вот тут трюк смотрится круче всего, нужно снять отсюда», то сейчас уже сниму трюк, откуда он смотрится четко, но у меня обязательно будет вторая точка, из которой лучше сама композиция. Выбираю более интересные и красивые ракурсы, делаю акцент не только на трюк, но и на всю композицию в целом. Просто бывает так, что простроено все красиво, но адская перила смотрится так: «ну да че, перилка». А из всех других точек она больше выглядит, как красивое место, поэтому надо заморачиваться в каких-то двух местах.

— Часто получается снимать в две камеры?

— Не очень. Время от времени. Ребята просто прыгают по два раза. В общем, всё упирается в бюджет. Например, чтобы Томаш всегда снимал со второй камеры, надо переселять его в Москву и т. д., поэтому иногда он живет в Москве и мы снимаем в две камеры. В принципе, у нас большая часть спотов снята в одну камеру, просто с нескольких ракурсов.

— Что тебя вдохновляет?

— Нравится все в целом. Для меня это давно уже и не хобби и не работа, просто живешь этим. Порою даже с друзьями бывают конфликты из-за того. что они, например, спрашивают: а что у тебя нового? А я думаю: да а что нового — такой спот нашли крутой! Все мои мысли только об этом, и ни о чем другом. Если солнечный день, и у ребят хорошее настроение, и вся ситуация удачно сложилась, и поснимали, то мне больше, в принципе, ничего не надо. Иногда я участвую в проекте моего папы по альтернативной истории и езжу с ним в разные экзотические места в качестве оператора. В этом съемочном сезоне удалось посетить Перу, Боливию и Эфиопию.

— Какие ощущения ты получаешь от творчества?

— Если не брать во внимание тот аспект, что меньше катаешься... Потому что иногда очень этого хочешь, сидя в снегу за елкой. То только постоянный позитив. Да я сплю и вижу только это! Просто люблю данное занятие. Именно из-за сноубординга. Иногда сейчас снимаю вейкборд, например, и мне это тоже интересно, но как-то по-другому.

Самое прекрасное в моей работе — то, что я занимаюсь любимым делом и по максимуму в него вкладываюсь. В принципе, удовольствие всегда получаю, но просто есть ситуации, когда нужно что-то собрать, что тебе не очень интересно, плюс бывает набор трюков не очень хороший сам по себе. Ну, да, так вот сложилось, не вышло с погодой, у кого-то травма — и получается, что нужно из чего-то собрать конфетку. Это интересно, но иногда просто выносит!

— Как все будет развиваться в следующем году?

— Во-первых, будут новые райдеры, все они про. Например, мы нашли одного мальчика с хорошим уровнем из Мурманска. Бюджеты не позволяют им поехать в какие-го места, поэтому некоторые поездки будут совмещены с местами их проживания. Много планов, но они были и в этом году. Вопрос в том, как поведет себя индустрия в следующем сезоне; надеюсь, гораздо лучше.

Интересно наблюдать, как растет уровень; улучшается стиль, у кого-то подход становится более взрослым, а отношение проще. Москвин, наконец-то, начал улыбаться во время съемок. Раньше ему это тоже нравилось, но он очень серьезно относился к делу, а сейчас Андрей для себя все понял и просто катается, меньше переживает — у него опыт уже перерос в правильное понимание того, что он делает, в правильное восприятие этого.

— Что, помимо камеры, ты всегда берешь с собой на спот?

— Плеер — потому что сидеть пять часов одному никак весело быть не может. И сотовый телефон, потому что, когда мне холодно и печально, я напишу своему любимому человечку, она мне ответит что-нибудь приятное — и я радостный сижу дальше, мне уже не холодно и весело.

В этом году я как-то снимал в елках, там в тени было так холодно, причем на солнце у трамплина можно было быть в футболке, а под елочкой пришлось в пуховике сидеть. Замерз уже совсем, думал — как меня это все бесит! Написал девушке смс, она мне ответила — и настроение поднялось, дальше снимал-работал весело. Всегда беру с собой в поездки мягкую игрушку, подаренную самым дорогим моим человечком.

— Как ты отдыхаешь и проводишь свободное время?

— Все свободное от работы время я стараюсь проводить со своей девушкой. Иногда выбираюсь к друзьям, последняя вылазка — мальчишник Костяна Забары. Было все — от посиделок в кабаке до потасовки возле клуба. Еще раз поздравляю Костяна с таким большим шагом в его жизни!

— Пару слов о мальчишнике?..

— На прошлых выходных Костянчик пригласил нас с ребятами на свой мальчишник. Сначала сидели очень весело в одном пабе, потом решили сменить место и пошли в клуб. Побыли немного, нам стало скучно, задумались. И пока сидели, мимо прошло несколько человек — слово за слово, и они говорят, мол, что, педики тусуются? Один парнишка из нашей компании отвечает, мол, да думай, что хочешь. И тут один из них начинает поливать его пивом. Наш товарищ его толкает и тут же получает бутылочкой в голову… Буквально три секунды — и территория перед дискотекой превратилась в бои без правил! Потом мы помирились, пожали друг другу руки, отошли.

Но эти гопари, как шавки — начинают опять тявкать — «тяв-тяв», «че-че». А Забара стоит такой расслабленный, говорит: «Да отстаньте вы от нас, ну что вам надо?». Тут Костян получает исподтишка снова по лицу — и все заново начинается. Приходит ОМОН и всех растаскивает — опять спокойно. Проходит минут 15, и они снова возвращаются: «Вы избили моего брата». Мы говорим: «И что, у нас тоже рассечение». «Нет, вы беспредельщики». Мы сидели, как идиоты, и слушали, что нам высказывают, а ОМОН стоял буквально в 20-ти метрах и ждал. Два раза подрались, два раза поздоровались — ну куда еще? В общем, разошлись. Этот момент немного обломал мальчишник как таковой, но общее ощущение от него было веселое, Костян качественно отметил одно из главных решений в своей жизни.

— Откуда взялось прозвище «Масик»?

— Года четыре назад на Домбае у нас был конфуз с лыжниками, которые оказались московскими ментами. Была драка, после чего, будучи умными ментами, они сразу же подали на нас заявление в местное отделение. Но поскольку местная милиция нас уже знала, нашли нас очень быстро (по Алевтине, которая вообще на склоне была единственной блондинкой в красной кепке — ее и запомнили). Когда нас стали допрашивать, Рибок, назвав меня Масиком, сказал, что я добрый боров и стоял ровно. Так и пошло. Нам обещали дело закрыть, но посоветовали уехать, Поэт уже провел тесты новой коллекции, мы уехали на Эльбрус.

Ждем всех на премьере, которая состоится 16 октября в кинотеатре «Ударник»!

Автор: Дарья Стеценко

Фото: Дарья Стеценко

Фото: Виталий Михайлов

Издание: Onboard

Люди: Андрей Москвин

Люди: Максим Ляменков

Люди: Константин Кокорев

Люди: Максим Томаш

Люди: Юрий Гаврилов

Годы: 2008